↑ Наверх

Большой пук


Колумнист: Геннадий Башкуев
  • 16 Мая 2015 г.
  • 15 комментариев
  • 2154 просмотра
В воздухе запахло скандалом: в приличном обществе прилюдно пукать как-то не принято



Испортили воздух. Стремительные выбросы сероводорода в ноябре 2014 года заставили жителей столицы РФ зажимать носы. Однокашник-москвич в ответ на мою просьбу описать ощущения, констатировал: уличная вонь, что в мужском туалете общежития № 2 после субботней дискотеки. 

В воздухе запахло скандалом: в приличном обществе прилюдно пукать как-то не принято. Большой пук допустим в предельно-допустимых концентрациях и, как бы это потише сказать, бесшумно. Тогда, авось, пронесет.

Нет, не пронесет. Улан-Удэ угораздило очутиться на дне гигантской пиалы, непродуваемой ветрами. Большой сквозняк нам не грозит - все выбросы долго не покидают город. Поэтому еще в советские времена столица Бурятии входила в число 70 городов России, в которых превышение предельно-допустимых концентраций (ПДК) пыли, двуокиси азота, фенола, формальдегида в атмосферном воздухе было постоянным. В Вечно Синее Небо ежегодно выбрасывалось сотни тысяч тонн вредных веществ. 

Но если раньше основными вредителями были фабрики, заводы, комбинаты и примкнувшие к ним котельные, то теперь соотношение изменилось. Промышленность свернулась в трубочку, ее место заняла гигантская выхлопная труба, вылезшая из-под бампера. Парк личного автотранспорта возрос в десятки раз. Сегодня выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников – ТЭЦ, заводов, котельных – увеличились лишь на 12 процентов, в то время, как автомобильные выхлопы составляют больше половины всего вредного потока в атмосфере Улан-Удэ.

По мнению бурятских ученых, средний показатель разовой концентрации угарного газа в Улан-Удэ превышает ПДК почти в 27 раз! А на отдельных участках в вечернее время и часы пик он перекрыт в 60 раз (улицы Бабушкина, Терешковой, Ключевской, проспекта 50-летия Октября и др.). Это все равно, что залезть в багажник автомобиля с работающим двигателем, причем крышку приоткрыть.

Прежде буряты на продуваемых всеми ветрами степных просторах не имели понятия о раковых опухолях – у земских врачей и эмчи-лам была в 19 веке высокая квалификация, чтобы поставить верный диагноз.

Приобщившись к цивилизации, аборигены приобрели и ее болезни. Врачи-онкологи напрямую связывают рост раковых заболеваний в начале ХХI века с грязным воздухом, который горожанин вдыхал с младенчества. 

Это хорошо, что горсовет установил штраф за сжигание листьев и прочего мусора в жилых микрорайонах. Но выйти на балкон и вздохнуть полной грудью я бы не рискнул. Как всегда, проблему перевели на стрелочника – безгласного дворника. Дыма без огня не бывает. А огня – без искры. Той самой, что заводит двигатели автомашин. 

Сезонными полумерами, надев маску-респиратор борца за чистоту, тут не обойтись. Пока по осени штрафуют дворников с метлой, дворники на лобовых стеклах подержанных иномарок трудятся зимой и летом, двигатели которых выбрасывают ядовитую двуокись азота – канцерогенную составляющую.

«Всего в состав автомобильных выбросов входит более 200 различных химических веществ. Это продукты неполного сгорания в виде оксида углерода, альдегиды, кетоны, углеводороды, перекисные соединения, сажа», - сообщают исследователи Н. Тумуреева и С. Санжиева. И подчеркивают, что наиболее опасного угарного газа автомобили производят до 70 процентов.

Нелегко - легким. По уровню заболеваемости населения болезнями органами дыхания Улан-Удэ занимает первое место в республике. За последние десять лет количество больных здесь увеличилось более чем на четверть, до 57 % у детей.

Если в 2003 году в столице Бурятии было зарегистрировано около 46 тысяч машин, то в 2013-м эта цифра возросла до 138 тысяч. При этом половина из них, пардон, «старые пердуны», запрещенные в юго-восточной Азии и Европе по причине токсичности двигателей. 

Канули в мареве выхлопных газов акции «Чистый воздух», которые регулярно проводили в прошлом веке активисты-общественники совместно с госавтоинспекцией. В ходе одного такого месячника выборочно проверялись инструментальным путем сотни автомобилей на магистралях города и в местах техосмотра. Ныне о «чистом воздухе» можно говорить лишь в кавычках. Особенно в новомодном тренде сокращения посадки деревьев, их обрезки, вырубки и повсеместного насаждения цветов и однолетних растений. Можно еще долго стоять на остановке общественного транспорта и ждать экологически чистого трамвая…

Сейчас многие на площади Советов и немногие горожане находятся в эйфории от грядущего развития инфраструктуры Байкала в связи с создаваемой Зоной. Однако забывают, что статус центра туризма, если таковой и грядет, ужесточит природоохранные санкции. К этому статусу Улан-Удэ не готов.

С другой стороны, нет пука без добра. После скандала с вонючим сероводородом в Москве приняли энергичные меры и с той поры порча воздуха идет в предельно-допустимых концентрациях и, как бы это потише сказать, бесшумно. Потому в ноябре 2014-го и разразился шум, что москвичи не могли стерпеть вонь Большого пука, несмотря на уверения специалистов о том, что сероводород в целом безвреден… Хотя будь он, сероводород, не столь неприятен, дышали бы им без тряпочки по сию пору, будьте уверены! Другое дело – автомобильные выхлопы и угарный газ. Нестерпимо воняют они лишь первые секунды… А потом – тишина. Как на кладбище. 
18.05.2015 10:43
Гость
Решение проблемы - только в развитии трамвая. Трамвай должен ходить на окраины города - сотые кварталы, Нижняя Иволга, Тулумжа, Сотниково, Загорск, Южлаг, после должен быть введен запрет на движение автотранспорта по чётным и нечётным номерам. Как не оттягивай - все это придется делать, правда противников такого найдется уйма. Если каждый владелец авто будет пользоваться своим транспортом через день, то и экологическая ситуация будет гораздо лучше.
Цитировать
18.05.2015 13:58
Гость
Гость: Решение проблемы - только в развитии трамвая. Трамвай должен ходить на окраины города - сотые кварталы, Нижняя Иволга, Тулумжа, Сотниково, Загорск, Южлаг, после должен быть введен запрет на движение автотранспорта по чётным и нечётным номерам. Как не оттягивай - все это придется делать, правда противников такого найдется уйма. Если каждый владелец авто будет пользоваться своим транспортом через день, то и экологическая ситуация будет гораздо лучше.
+100%
Цитировать
19.05.2015 11:14
Гость
А лысый убрал главного трамвайщика, за то что он отказался участвовать в его схеме закупок трамваев( примерно как и мусорные баки).
Цитировать
21.05.2015 13:39
Гость
«В приличном обществе прилюдно пукать как-то не принято». Я бы так не сказал. Приведу один пример. Будучи послом в (на) Украйне, В.С.Ч., создатель Газпрома, на публичном приёме у президента Ющенко, когда речь зашла о высоких ценах на газ из России, неожиданно при людях громко пустил «метеоризм», воскликнув: «Вот вам и бесплатный газ, господа!»
Цитировать
24.05.2015 10:15
Гость
пишется Тулунжа
Цитировать
10.06.2015 18:45
Гость
Гость: «В приличном обществе прилюдно пукать как-то не принято». Я бы так не сказал. Приведу один пример. Будучи послом в (на) Украйне, В.С.Ч., создатель Газпрома, на публичном приёме у президента Ющенко, когда речь зашла о высоких ценах на газ из России, неожиданно при людях громко пустил «метеоризм», воскликнув: «Вот вам и бесплатный газ, господа!»
прекрасно
Цитировать
10.06.2015 18:46
Гость
Гость:
Гость: Решение проблемы - только в развитии трамвая. Трамвай должен ходить на окраины города - сотые кварталы, Нижняя Иволга, Тулумжа, Сотниково, Загорск, Южлаг, после должен быть введен запрет на движение автотранспорта по чётным и нечётным номерам. Как не оттягивай - все это придется делать, правда противников такого найдется уйма. Если каждый владелец авто будет пользоваться своим транспортом через день, то и экологическая ситуация будет гораздо лучше.
ваши слова на мэру уши и совесть +100%
Цитировать
25.09.2015 17:00
Гость
Проблему можно решить просто, это распределить транспортные потоки в городе. Для этого нужно построить обещанный мост через Уду в районе ул. Приречной. И тогда автотранспорт, который следует из "промышленного" железнодорожного района не будет проезжать через центр советского района, а будет сразу попадать в "спальный" октябрьский район. А в центре и воздух очиститься и пешеходам будет безопасней ходить, а мэру народ скажет спасибо за реальное дело для города . Можно будет смело идти на всенародные прямые выборы .
Цитировать
25.09.2015 17:04
Гость
Цитировать
25.09.2015 17:04
Гость
Пора уже начинать строить.
Цитировать
25.09.2015 17:05
Гость
Цитировать
25.09.2015 17:12
Гость
Если сейчас начать забивать сваи , то наследующий год, на юбилей города гости из Москвы погуляв и отдохнув на Байкале наверняка не откажут в помощи городу достроить мост через Уду. Главное не упустить шанс.
Цитировать
24.08.2016 12:21
Гость
Город , город надо озеленить и как можно больше. С каждого автовладельца налог на ёлочку , а что , ты воздух портишь , ты и восстанавливай.. И гаражи , гаражи металлические со дворов убирать , убирать и убирать..
Цитировать
08.09.2016 21:53
Гость
Слишком сложно и дорого. Трамваи , мосты... Проще ввести по примеру Москвы платные парковки. Люди сто раз подумают,а надо ехать на работу на машине... Но проблема в общественном транспорте.
Цитировать
08.09.2016 21:53
Гость
Слишком сложно и дорого. Трамваи , мосты... Проще ввести по примеру Москвы платные парковки. Люди сто раз подумают,а надо ехать на работу на машине... Но проблема в общественном транспорте.
Цитировать

Добавить комментарий

Имя
Гость (вход, регистрация)
Ctrl+Enter