↑ Наверх

Сурхарбан: зачем он нужен?

Автор: Норжима Цыбикова
Источник: Буряад Yнэн
  • 4 Июля 2019 г. в 10:15
  • 55 комментариев
  • 1455 просмотров
«Сурхарбан» в переводе – «стрельба из лука». И это первое, что подвергается частью участни­ков обсуждения сомнению


Фото: пресс-служба правительства Бурятии

При всём том, что он, по мне­нию многих, стал чуть «много­люднее», нежели пару лет назад, от пережитых эмоций досталось всем. Предпримем попытку про­анализировать, с чем это связа­но и оставим право на исключи­тельно личное мнение автора.

«Сурхарбан» в переводе – «стрельба из лука». И это первое, что подвергается частью участни­ков обсуждения сомнению. «Как корабль назовёшь» - расхожая фраза, которая имеет значение и в случае летнего праздника бу­рят-монголов. Десятилетиями устоявшееся название появилось во времена раннего социализма и к годам 80-м прошлого столетия действительно обрело значение торжества спортивных состязаний с минимальным музыкальным обрамлением. И в качестве «оста­точного явления» от советских пиарщиков ещё как-то работало пару десятков лет. 

Конец 90-х с ельцинским «заберите сувере­нитета, сколько сможете унести» внесли серьёзные коррективы не только в устройство, уклад, но и в сознание жителей национальных республик. Медленно, но уверен­но, процессы самоидентификации идут. Тому способствует и государ­ственная политика даже в контек­сте развития внутреннего туризма. Не случайно на продукты нацио­нальной идентичности «клюнул» в первую очередь бизнес – будь то кухня, предметы искусства, в том числе и современного, костюмы, сувениры. Туристическому бизне­су нет смысла вкладывать усилия в безликие территории. В Бурятии первыми почувствовали востре­бованность семейские, что стало доказательством – они смогли сохранить идентичность даже во времена расцвета коммунистиче­ской идеологии, которая устрем­ляла паству к одной национально­сти – «советский человек».

Каким же посылом обществу в целом и сообществу в частности служит Сурхарбан в нынешнем его виде? Запутанное окончательно и по идее, и по форме мероприя­тие, которое демонстрирует ме­стами не только саму проблему понимания сути проекта, но и организационные нестыковки во взаимодействии двух ключевых структур – спорта и культуры. Де­тальное рассмотрение опять же приводит к пониманию – сначала необходима ясность в идее. И если вернуться к сути, что подтвержда­ют многочисленные комментарии в соцсетях, сурхарбан, согласно генной памяти, не спортивные со­ревнования и не концерт мастеров искусств.


Что есть идея?

Попробуем сравнить два ме­роприятия – Ночь ёхора и Сурхар­бан. Удивительно, но 29 июня, ког­да на Улан-Удэ, со всей возможной силой обрушились потоки воды, в Этнографический люди пришли. При всём том, что туда надо дое­хать, купить билет, да ещё и тан­цевать будучи, по большей части, далёкими от мастерства испол­нения древнего танца. И было их не меньше трёх тысяч. 30 июня на Сурхарбан пришло, справедли­вости ради, не меньше народу. В совокупности «утро-обед-вечер», возможно, и больше. Но аудито­рия была разная: кто на «стрель­бу-борьбу», кто на концерт, кто целенаправленно – на звёздного мальчика из Тывы. Это в центре столицы, бесплатно и, казалось бы, с полным пакетом развлече­ний на любителя.

Но! В самый «прайм-тайм», когда стартовали состязания на звание «абсолютного» в стрель­бе из лука и национальной борь­бе, чуть было не случился кон­фуз. Именитый Балдан Цыжипов проиграл схватку тувинскому борцу весом на 30 килограм­мов скромнее. Около трёх тысяч зрителей на трибунах замерли от приближающегося фиаско. Си­туацию спас борец из Закамны, габаритами ничуть не меньше Цыжипова. И всё закончилось более или менее благополучно. Но многим из мира спорта и вни­мательным болельщикам вполне себе понятно, что тывинский, не самый именитый борец заставил очень сильно напрячься патриотично настроенных поклонников бурятской борьбы. И тут уже на­чинается не столько спорт, сколь­ко анализ состояния школы «бухэ барилдаан». Проиграй схватку закаменец – пришлось бы забить ещё один гвоздь в проект под на­званием «Сурхарбан».

Идеология же одного из ДВУХ главных народных праздников бу­рят издревле заключалась в том, что люди готовились к лету как залогу благополучного года. Тра­востой предполагал тучные ста­да, а баторы в борьбе, стрельбе и скачках – защиту от нападок врага в бескрайней степи.

Не знаю свойства генной па­мяти, но лишение, пусть и под­корректированных временем составляющих идентичности на­рода делает его незащищённым. Не случайно и сейчас любые по­беды соплеменников и земляков вызывают восторг. И он работает на укрепление самодостаточно­сти человека. Самодостаточные люди, как правило, залог успеш­ных экономических процессов. Именно они способны на креатив, а значит, поиск путей выхода из любой, пусть даже безнадёжной ситуации.


«Свой» мир

…В 2006 году Бурятия впервые принимала на своей территории фестиваль «Алтаргана». До этого он проводился как песенный кон­курс в бурятских аймаках Мон­голии, затем в Агинском округе. Задача перед правительством Потапова стояла «не ударить ли­цом в грязь». Министр культуры Прокопьев тогда доверился те­лекомпании «Ариг Ус», которая вызвалась стать генеральным информационным партнёром, а заодно и идеологом многих под­проектов, которые вжились в тра­дицию фестиваля. Информацион­ная кампания стартовала уже в январе, а в июле огромная часть людей не смогла попасть на ста­дион по причине отсутствия биле­тов. Важнейшим же достижением «Алтарганы-2006» стал масштаб и торжество самой идеи. 

Но самое главное открытие того фестиваля – люди с удовольствием разме­щались в палаточных городках, а полные трибуны стадиона им. 25-летия Бурятии доказали, что организаторы не промахнулись с оформлением идеи. Может и не­осознанно, но именно тогда про­цесс поиска идентичности обрёл в сознании людей ясные очертания. И если это назвать неким иссле­дованием, именно тогда я, будучи исполнительным директором упо­мянутого проекта, сделала вывод, что люди нуждаются в «своём мире», пусть и в миниатюре, пусть изредка. В своей среде, своей ат­мосфере. И это вовсе не значит, что они готовы повернуть вспять вре­мя, это нужно, чтобы заполнить, пафосно говоря, пространство мя­тущейся души.

Плохо это или хорошо? С точ­ки зрения узколобого политикан­ства – наверное, нехорошо. С точки зрения сохранения уникальности культуры бурят – хорошо. Оно же и хорошо с точки зрения привле­кательности Бурятии как региона с экономическими потенциями. Культура, как инструмент мягкой силы, способна на серьёзное влия­ние на экономику при условии, что такая задача будет поставлена. Не случайно понятие «креативная экономика» уже устойчиво рабо­тает в продвинутых российских регионах.


Что делать?

Из большого числа публика­ций и комментариев на тему «Сур­харбан-2019», я бы выделила не­сколько полезных с точки зрения понимания – «для чего это нужно». Большая часть комментаторов се­тует на то, что народный праздник «загнан» на «бездушный» стади­он, тогда как природа человека устроена так, что в праздник или в выходной все норовят уехать по­дальше от стекла и бетона. И это главное, что не устраивает в со­временном формате. Предложе­ния сделать Сурхарбан кочевым по подобию сельских игр под­вергаются сомнениям растерять последних поклонников. 

Главное, что, судя по комментариям, созда­ёт тупик в решении судьбы летне­го праздника – отсутствие средств для строительства этнокомплекса на природе. Эту убеждённость в необходимости крупных вложе­ний теперь подвергну сомнению и я. Для начала достаточно трёх три­бун и большой сцены в красивом месте у воды и леса недалеко от столицы и необходимые комму­никации.

Можно до хрипоты спорить, кто и насколько компетентен в вопросах организации масштаб­ных проектов, но личный опыт подсказывает: начинать нужно с кристаллизации идеи. И если с помощью всех, кто не устаёт гово­рить и спорить о судьбе главного для бурят праздника лета, сделать это незамедлительно, есть шанс убедиться, что и сами люди гото­вы и способны выступить «спон­сорами» собственного праздника души.

Что же касается конкуренции с якутами, у которых Ысыах в минувшие выходные собрал 205 тысяч человек, конечно, можно бесконечно рвать на себе волосы. Но северные братья сегодня по­жинают плоды 20-летней работы в направлении возрождения куль­туры своего народа. Мы же боль­шей частью ждём у моря погоды. Ждали в «нулевых», ещё десять лет после «нулевых». И при нашем же молчаливом согласии празд­ник тихо сходил на «нет».

Можно закидывать шапка­ми негодования и правительство Алексея Цыденова. А можно со­брать идеи в кучу и презентовать их правительству от общественно­сти. Не думаю, что этот порыв бу­дет отвергнут. Во всяком случае, у нас будет год для того, чтобы успеть поспорить и прийти к еди­ному знаменателю.

Есть ещё один ход, подсказан­ный пользователями соцсетей: подвергнуть инвентаризации все мероприятия, отменить малопо­лезные и подсчитать экономию бюджета. Ещё более дерзкая идея – совместить на одной площадке все крупные летние мероприятия, поскольку львиная доля бюджета уходит на аренду звука, сцены, света и прочих технических нуж­ностей. Глядишь, и подойдём к сути.


Также читайте

Старинные песни бурят Прибайкалья
  • 30 Сентября в 16:12
  • 7 комментариев
«Не наш парень»
  • 26 Сентября в 23:51
  • 153 комментария
Хороший исполнитель
  • 15 Сентября в 12:25
  • 221 комментарий
04.07.2019 10:40
Местная жительница
Согласна с Норжимой! Лучше один праздник, но грандиозный! Чем десять скучных (ради галочки или откатов?) для чиновников и массовки из работников с площади.
Цитировать
04.07.2019 10:56
Гость
Сурхарбан не нужен, как и другие массовые игры и праздники в момент, когда в Бурятии у многих людей нет работы. Направьте лучше деньги малоимущим!
Цитировать
04.07.2019 11:06
Гость
Сурхарбан нужен народу,но,при виде ряженых на трибунах при пафосных речах-кулаки сжимаются.Садат как жизнь закончил?
Цитировать
04.07.2019 11:06
Гость
Местная жительница: «Лучше один праздник, но грандиозный!». Сурхарбаан+Ночь Ёхора+Голос кочевников?
Цитировать
04.07.2019 11:45
Гость
Праздник и мероприятие - это разные по сути вещи, как чиновники и народ.
Цитировать
04.07.2019 12:03
Гость
тувинец красавчик, ведущий аж объявил его абсолютным чемпионом по запаре в полуфинале
Цитировать
04.07.2019 12:43
Гость
Руки проч от нашего праздника, итак ничего не осталось так еще праздники хотят отобрать
Цитировать
04.07.2019 13:01
Гость
Редакция,эта тема индентично дублирует тему 4 этажами ниже.
Цитировать
04.07.2019 13:11
Гость
На Фэйсбуке некто Бэлигто Дугаров пишет "Даже Шутенков посетил конференцию Этигэлова в Иволгинском дацане, а Мархаев не приехал. Значит он не за народ, понятно, что идет в мэры за свои шкурные интересы"... 29-30 июня, когда кое кто пиарился перед бурятским электоратом вместе с клоунами-массовиками, тов. Мархаев спасал людей в затопленном Тулуне. Привез пострадавшим гуманитарную помощь от жителей Аларского района Усть-Орды. В буддийской категории ценностей - спасать чужие жизни - наивысшая добродетель, а писать гадости за свой шкурный интерес - (понятно, что платные тролли едарастов получают мзду от хозяев) - последнее дело. Прежде чем писать свои высеры, Дугаров хоть бы поинтересовался, почему тов.Мархаева нет в дацане, где он, чем занимается? Почему не пиарится перед камерами?
Цитировать
04.07.2019 13:11
Газета РБ
Гость: Редакция,эта тема индентично дублирует тему 4 этажами ниже.
Успокойтесь.
Цитировать
04.07.2019 13:40
Гость
Сами успокойтесь,пока за хобот не взяли вашу богадельню
Цитировать
04.07.2019 13:48
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 14:08
Гость
Сами успокойтесь,пока за хобот не взяли вашу богадельню.............. Это кто тут такой борзый? Неужто сам Ян явился)
Цитировать
04.07.2019 14:25
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 14:34
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 14:39
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 15:02
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 15:02
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 16:03
Гость
Сама себя похвалила...
Цитировать
04.07.2019 16:04
Гость
Мархаев с Левченко бухали на юбилее Зюганова: какая гуманитарная помощь???
Цитировать
04.07.2019 16:38
Гость
Гость: Сурхарбан не нужен, как и другие массовые игры и праздники в момент, когда в Бурятии у многих людей нет работы. Направьте лучше деньги малоимущим!
Эх неуч , хлеба и зрелищ, это аксиома управления народом..
Цитировать
04.07.2019 16:42
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 17:04
Гость
Сурхарбан, другие традиции нужны. Для поддержания национальной самоидентичности. Язык отнят, ТВ навязывает только рашистские ценности и стереотипы. Наоборот,надо возродить все традиции, которые были в годы величия монголов,Чингисхана. Хватит мельчать и поступаться национальными интересами! Из-за этого измельчания в Москве нет буддийского храма, в то время,как у мусульман едва ли не в центре огромнейшая мечеть, которую в их праздники заполняют тысячи верующих, и движение перекрывается. Почему у мусульман примерно 3 официальных праздника по несколько дней в году, а у бурят-монголов всего1 день в году. ХВАТИТ ПОСТУПАТЬСЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ, ХВАТИТ ТЕРПЕТЬ БЕСКОНЕЧНЫЕ УНИЖЕНИЯ!
Цитировать
04.07.2019 17:04
Гость
Гость: Сурхарбан не нужен, как и другие массовые игры и праздники в момент, когда в Бурятии у многих людей нет работы. Направьте лучше деньги малоимущим!
Фига ты выкакнул, праздник отмечается всегда, а иначе какой это праздник, в любые времена буряты никогда без работы не сидели и не ныли, а наоборот отмечали еще с большим размахом, так что ты явно не бурят.
Цитировать
04.07.2019 17:11
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 17:34
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 17:38
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 17:39
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 17:49
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 18:03
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 18:03
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 18:13
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 18:15
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 18:19
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 18:19
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 18:20
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 18:41
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 18:42
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 18:46
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 18:53
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 19:59
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 20:05
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 20:19
Гость
Гость: Мархаев с Левченко бухали на юбилее Зюганова: какая гуманитарная помощь???
А почему не пишешь, что в потопе виновен МЧС, который хотел потушить пожары с помощью искусственного дождя, распыляя иодид серебра с самолета АН-26 "Циклон" и конечно перестарались. В иркутском потопе виновен и Дерипаска - Иркутская ГЭС сбросила воду для выработки эл.энергии, а Братская ГЭС делала запасы. Вот и затопило всех. Как сказал великий витька черномырдин: "Хотели как лучше - а получилось по-руски!" Кстати, сейчас этот АН-26 "Циклон" сейчас вызывает искусственные дожди в Красноярском крае, где по странному стечению обстоятельств тоже начался потоп.
Цитировать
04.07.2019 20:41
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 21:53
Гость
Нужен один большой летний праздник-Надом Бурятии! Не нужно ничего придумать, все давно решено нашими предками! ОДИН!
Цитировать
04.07.2019 22:10
Гость
Комментарий скрыт
04.07.2019 22:23
Гость
Что происходит в хореографическом училище? Директриса ворует? Раньше училище возглавляли честные люди с именем и биографией: Сахъянова, Абашеев, Короткова, Муруевы, Самбуева. А эта кто такая - с улицы? Куда смотрит Культурма? Каких же вороватых кадров насобирал Цыбиков и везде расставил!
Цитировать
04.07.2019 22:29
Гость
Гость: Нужен один большой летний праздник-Надом Бурятии! Не нужно ничего придумать, все давно решено нашими предками! ОДИН!
Согласен с вами. Наши мудрые предки придумали этот праздник и нам нужно проводить по древним традициям и канонам бурятского народа. И не надо его "осовременивать" волейболом, ушу, конкурсами красоты и прочими чужеродными протезами.
Цитировать
04.07.2019 22:49
Гость
Вот что можно своровать в хореографическом училище? Пуанты? Пачки? Что?
Цитировать
05.07.2019 09:41
Гость
возможно и права автор. Но самое интересное - не было не то, что рекламы, а простых объявлений, о том, что будет сурхарбан. А про звезду кочевника - навязчивая реклама
Цитировать
05.07.2019 12:26
Гость
Гость: Вот что можно своровать в хореографическом училище? Пуанты? Пачки? Что?
Деньги из бюджета на ремонт, мебель и многое другое
Цитировать
05.07.2019 15:28
Гость
Гость:
Гость: Вот что можно своровать в хореографическом училище? Пуанты? Пачки? Что?
Деньги из бюджета на ремонт, мебель и многое другое
Вы думаете это идет через директора?
Цитировать
09.07.2019 23:29
Гость
Открытие Алтарганы-2006 в Улан-Удэ было неудачным, очень скучным. Нечего даже вспомнить. Вход везде не конкурсы был платным, а залы были полупустыми. Пусть Норжима не свистит
Цитировать
27.07.2019 14:45
Гость
Гость: Открытие Алтарганы-2006 в Улан-Удэ было неудачным, очень скучным. Нечего даже вспомнить. Вход везде не конкурсы был платным, а залы были полупустыми. Пусть Норжима не свистит
Мы видимо на разных были
Цитировать