↑ Наверх

Метод альткотельной

Источник: МК в Бурятии
  • 18 Октября 2020 г. в 20:03
  • 44 комментария
  • 5365 просмотров
Очередной законный способ поднять тарифы или спасение теплоэнергетики?


Изображение: https://ustekchel.ru

Теплосетевое хозяйство Улан-Удэ в упадке. Принадлежащие городу сети хронически недополучают инвестиций. Добрый десяток лет мы слышим о 70% общего износа тепловых сетей, часть из которых лежит в земле с советских времен, но воз и ныне там. 

Каждое лето неделями, а то и месяцами страдаем от перерытых дорог. Каждую зиму с тревогой ждем порывов и аварий там, куда летом не добрались бьющие по хвостам ремонты. 


Альтернативная модель 

По оценкам специалистов, там, где износ сетей подошел к отметке 70-75%, при нынешней методике расчета тарифов, когда энергетики напрямую не заинтересованы в сокращении издержек и обновлении инфраструктуры, трубы превратятся в труху в ближайшие 10-15 лет. Подобная ситуация сложилась повсеместно — по информации министерства энергетики России, общая потребность в модернизации теплосетевого хозяйства в 2018 году оценивалась в 2,5 трлн рублей, или 250 миллиардов ежегодно. 

Государство столько дать не может и по закону не должно. Да и нынешний провал мэрии Улан-Удэ, которая на федеральные деньги решила поменять участок тепловых сетей в сотых кварталах, а в результате чуть не заморозила целый микрорайон, наглядно показал, что попытки чиновничьего управления сложным хозяйством ни в нашем славном городе, ни где-либо в стране не работают. 

Понимая это, минэнерго России выработало новую модель рынка тепла, которая получила неофициальное название «метод альтернативной котельной». Соответствующие изменения в закон «О теплоснабжении» были внесены в 2017 году, а «метод альткотельной» успешно применяется в ряде регионов страны, но у нас о нем заговорили только сейчас. 


Откуда ветер дует 

На днях в Народном Хурале Бурятии прошло обсуждение предложения ПАО «ТГК-14» о внедрении на территории республики ценовой зоны теплоснабжения с применением метода альтернативной котельной вместо действующего традиционного тарифного регулирования по методике «Затраты плюс ежегодное индексирование». Депутаты с подачи республиканской службы по тарифам восприняли это предложение в штыки, очевидно, не до конца понимая сути предложенных изменений, попутно обвиняя в сентябрьских страданиях жителей сотых кварталов абсолютно непричастную к скандальному инциденту теплогенерирующую компанию. 

РСТ выступает категорически против реформ, называя установленные тарифы на тепло и горячую воду «экономически обоснованными». Но экономика бывает разная, и действующая в теплоэнергетике методика ценообразования «каждому теплоисточнику по затратам», может быть, и позволяет в достаточном количестве закупать уголь, производить текущий ремонт хозяйства и платить зарплаты персоналу, но многие годы не решает вопрос повышения эффективности — энергетической, экономической, инвестиционной. При такой тарифной политике потребители с каждым годом платят все больше, а качество услуг практически не меняется. 

Система теплоснабжения Улан-Удэ, в которой крупными теплоисточниками владеет ТГК-14, а за принадлежащие городу сети и котельные, по сути, никто ответственности не несет, доказала свою низкую эффективность. Бюджет городского округа не может потянуть модернизацию принадлежащего ему хозяйства, а ТГК-14 не заинтересована вкладывать собственные средства в чужое имущество, хотя год за годом это делает — вносит не только арендную плату, но и вынужденно несет не предусмотренные тарифом затраты по аварийному ремонту ветшающего оборудования. Давно стало понятно, что классическая модель тарифного регулирования теплоснабжения не может обеспечить обновление инфраструктуры, поэтому федеральное правительство предлагает регионам перейти на новую. 

Суть «метода альткотельной» в том, что для расчета стоимости тепла в регионе используется своеобразный «индекс Биг-Мака»: тарифная служба подсчитывает затраты на строительство нового типового источника тепла, подключения к нему потребителей и дальнейшего его обслуживания. То есть на месте оценивается альтернатива существующей системе теплоснабжения. Строить при этом никто ничего не собирается — такой подсчет нужен для определения предельного уровня, дороже которого в конкретном городе продавать тепло нельзя. Сама же цена на тепловую энергию определяется долгосрочным соглашением между властями и энергетиками и не может быть выше этого предела (но может быть ниже). Если затраты энергетиков изначально окажутся выше предельного уровня, они должны будут либо повысить эффективность своей работы, либо потерять статус единой теплоснабжающей организации и покинуть рынок. При запрограммированном же достижении предельного уровня стоимости тепла в регионе тариф продолжит повышаться не более регистрируемой в стране инфляции. 

Такое ценообразование позволяет на несколько лет зафиксировать уровень роста тарифов для потребителей и сделать предсказуемыми горизонты возврата инвестиций для участников рынка. Энергетики при этом не только будут точно знать, на сколько процентов и сколько лет будет расти тариф, но и будут нести ответственность за реализацию в обозримые сроки инвестиционных программ, предусматривающих приведение в порядок теплосетевого (теплогенерирующего) хозяйства на территории действия метода альткотельной. 


Не одним днем 

Так, в Ульяновске с переходом на метод альткотельной дополнительные инвестиции в теплоэнергетику города оцениваются в 6,5 миллиарда до 2029 года, в Самаре и Самарской области это внушительные 34,3 млрд рублей до 2034 года. В Оренбурге с переходом на альткотельную планируют модернизировать инфраструктуру на 9,1 млрд рублей в срок до того же 2034 года. И таких примеров множество — каждый месяц к списку перешедших на альткотельную добавляется новый город или целый регион. На запаздывающем Дальнем Востоке первыми о планах перейти на ценовую зону теплоснабжения заявили в Якутии, присматриваются к ней в Иркутской области и в других регионах страны. Наши же чиновники и народные избранники пока думают только сегодняшним днем. 

Переход на метод альтернативной котельной в России

По подсчетам специалистов ТГК-14, в Бурятии переход на метод альтернативной котельной повлечет за собой ежегодный рост тарифов на 5,5% (на 1,5% больше предельного годового прироста по ныне действующей системе индексации установленных тарифов), но позволит до 2035 года привлечь более 4 млрд рублей в реконструкцию оборудования муниципальных котельных, замену тепловых сетей и закрытие мелких дымящих источников тепла. Кроме того, дополнительные налоговые поступления в региональный бюджет в случае реализации инвестпрограмм оцениваются в 1,3 млрд рублей. При этом «альткотельная» гарантирует возврат полученных инвестиций, а перечень мероприятий определяется исходя из приоритетов надежности и развития города под строгим контролем городских властей, подчеркивают в теплогенерирующей компании. 


Разум когда-нибудь победит?

Очевидно, что переход на альткотельную внесет серьезный вклад в почти проигранную борьбу за чистый воздух в Улан-Удэ. Разговоры о том, что нужно срочно закрывать мелкие котельные и переводить жилой сектор на более экологичные, чем уголь источники тепла, или вовсе на централизованное теплоснабжение ведутся не первый год, но где взять деньги на столь масштабную перестройку, никто до сих пор ответа не находил. Даже если полностью решить проблему «черного неба» модернизацией теплового хозяйства методом альткотельной не удастся, бездумно от подобных предложений отказываться нельзя. 

Что победит — желание городских властей и дальше осваивать деньги на «ямочных» (по аналогии с дорогами) ремонтах теплосетей или чистый популизм в виде предложенной РСТ заморозки тарифов на три года, или все-таки депутаты и чиновники, изучат опыт других регионов и примут обоснованное решение о внедрении метода альтернативной котельной на территории республики (или об отказе от него) — от нас не зависит, но рассказать о чуть ли не единственной возможности жить в городе с надежным теплоснабжением и более чистым воздухом «МК в Бурятии» был вам обязан.


Также читайте

В центре Улан-Удэ начали ремонт
Источник: ИА "Восток-Телеинформ"
  • 16 Августа в 20:44
  • комментариев нет
В Улан-Удэ ямочный ремонт выполнен на 63%
Источник: Телекомпания "Мир-Байкал"
  • 9 Августа в 08:53
  • комментариев нет
В Бурятии дороги будут ремонтировать с учетом жалоб жителей
Источник: ИА "Восток-Телеинформ"
  • 4 Августа в 23:59
  • комментариев нет
В Улан-Удэ дорогу на проспекте Победы отремонтируют за 16 млн
Источник: ИА "Байкал-daily"
  • 2 Августа в 13:59
  • комментариев нет
18.10.2020 15:40
Гость
Явно заказная статья от ТГК14! Типо все плохо, выход один поднимать тарифы на тепло! Когда ТГК14 стали работать в Улан-Удэ, то обещали достроить ТЭЦ2, потом заморозить рост тарифов, капитально отремонтировать теплосети! Где все обещанное?! Только и слышно что не хватает денег на обслуживание, надо поднимать тариф! Годами выводят из Республики полученную сверх прибыль, копейки вкладывают в модернизацию!
Цитировать
18.10.2020 15:45
Гость
Надо поддержать инициативу депутата Госдумы Николая Будаева о выравнивании энерго тарифов с Иркутской областью!
Цитировать
18.10.2020 16:00
Гость
За Инициативу Николая Будуева! За низкий энерготариф! За Чистое небо Улан-Удэ!
Цитировать
18.10.2020 16:15
Гость
Почему мы платим за тепло круглый год? А тут еще тарифы поднимают!
Цитировать
18.10.2020 16:22
Гость
Гость: Почему мы платим за тепло круглый год? А тут еще тарифы поднимают!
Ну, будешь платить 8 месяцев только в 1,5 раза больше, в итоге будут те же деньги. Лучше интересуйся почему у нас тариф на тепло в 1,5 раза выше чем в Чите, никто внятно на этот вопрос ответить не может.
Цитировать
18.10.2020 16:29
Гость
Гость:
Гость: Почему мы платим за тепло круглый год? А тут еще тарифы поднимают!
Ну, будешь платить 8 месяцев только в 1,5 раза больше, в итоге будут те же деньги. Лучше интересуйся почему у нас тариф на тепло в 1,5 раза выше чем в Чите, никто внятно на этот вопрос ответить не может.
Потому что нас элементарно всех доят!
Цитировать
18.10.2020 16:34
Гость
У ТГК мэрия города виновата! Они хоть пытаются и делают что-то! А ТГК? Только канючат что все плохо, все изношено, денег мало! Мол надо поднимать тариф! Валите нахер! Без вас справимся!
Цитировать
18.10.2020 17:08
Гость
Так говоришь: " За Чистое небо...". Может вспомним как митинговали, под руководством Сергея Шапхаева в улановке - в защиту озера Байкал, против прокладки газопровода через 03 регион. Как говорится "потерявши голову по волосам не плачут", а посему, используем на ТЭЦ наш уголек, а не "голубое топливо".
Цитировать
18.10.2020 19:33
Гость
Гость: У ТГК мэрия города виновата! Они хоть пытаются и делают что-то! А ТГК? Только канючат что все плохо, все изношено, денег мало! Мол надо поднимать тариф! Валите нахер! Без вас справимся!
Как я понял речь о паре десятков метров труб, которые мэрия не смогла вовремя закопать и запустить тепло. Одно дело каждый год по километру перекапывать, другое - несчастный закуток. Все из-за шутенковских подрядчиков безалаберных. Все заточено под откаты((( А ТГК вместо того, чтоб тарифы поднимать, с перерасчетами и начислениями бы перестать мухлевать, веры им нет!
Цитировать
18.10.2020 19:35
Гость
Гость: Почему мы платим за тепло круглый год? А тут еще тарифы поднимают!
Да, это херня все. Десятка тысяч рублей - и тебе поставят индивидуальный счетчик, но по нынешним тарифам тебе совсем не понравится то, что придется платить зимой в несколько раз больше. Летом будешь копить на зиму, чтоб судебные приставы не бегали за тобой)))
Цитировать
18.10.2020 19:35
Гость
Гость: За Инициативу Николая Будуева! За низкий энерготариф! За Чистое небо Улан-Удэ!
У него нет инициатив. Одни кричалки под конъюнктуру.
Цитировать
18.10.2020 19:37
Гость
Гость: Явно заказная статья от ТГК14! Типо все плохо, выход один поднимать тарифы на тепло! Когда ТГК14 стали работать в Улан-Удэ, то обещали достроить ТЭЦ2, потом заморозить рост тарифов, капитально отремонтировать теплосети! Где все обещанное?! Только и слышно что не хватает денег на обслуживание, надо поднимать тариф! Годами выводят из Республики полученную сверх прибыль, копейки вкладывают в модернизацию!
А где те горлопаны, что требовали вернуть Водоканал городу? И что изменилось? Как рвет трубы, так и рвет. Как растет тариф сверх нормы, так и растет. Только жаргалкина морда лица шире становится.
Цитировать
18.10.2020 19:38
Гость
В Самаре и Барнауле ТГК-14 нет...
Цитировать
18.10.2020 19:45
Гость
Нет произволу ТГК!
Цитировать
18.10.2020 19:47
Гость
Гость:
Гость: Почему мы платим за тепло круглый год? А тут еще тарифы поднимают!
Да, это херня все. Десятка тысяч рублей - и тебе поставят индивидуальный счетчик, но по нынешним тарифам тебе совсем не понравится то, что придется платить зимой в несколько раз больше. Летом будешь копить на зиму, чтоб судебные приставы не бегали за тобой)))
Такое только в новостройке возможно! В старых домах намного все дороже!
Цитировать
18.10.2020 19:54
Гость
Гость:
Гость: Почему мы платим за тепло круглый год? А тут еще тарифы поднимают!
Да, это херня все. Десятка тысяч рублей - и тебе поставят индивидуальный счетчик, но по нынешним тарифам тебе совсем не понравится то, что придется платить зимой в несколько раз больше. Летом будешь копить на зиму, чтоб судебные приставы не бегали за тобой)))
Сам ты херня! Наверное в ТГК работаешь?
Цитировать
18.10.2020 20:00
Гость
Гость: Явно заказная статья от ТГК14! Типо все плохо, выход один поднимать тарифы на тепло! Когда ТГК14 стали работать в Улан-Удэ, то обещали достроить ТЭЦ2, потом заморозить рост тарифов, капитально отремонтировать теплосети! Где все обещанное?! Только и слышно что не хватает денег на обслуживание, надо поднимать тариф! Годами выводят из Республики полученную сверх прибыль, копейки вкладывают в модернизацию!
согласен, такую статью могли тока монополисты заказать из денег горожан
Цитировать
18.10.2020 20:01
Гость
Гость: Надо поддержать инициативу депутата Госдумы Николая Будаева о выравнивании энерго тарифов с Иркутской областью!
будуев перед выборами не то еще будет говорить
Цитировать
18.10.2020 20:02
Гость
Гость:
Гость:
Гость: Почему мы платим за тепло круглый год? А тут еще тарифы поднимают!
Да, это херня все. Десятка тысяч рублей - и тебе поставят индивидуальный счетчик, но по нынешним тарифам тебе совсем не понравится то, что придется платить зимой в несколько раз больше. Летом будешь копить на зиму, чтоб судебные приставы не бегали за тобой)))
Такое только в новостройке возможно! В старых домах намного все дороже!
Да какая разница, ну дороже выйдет счетчик, а толку? Общедомовой тоже считает, они потом как масло по хлебу на всех показания размазывают. Вопрос же был "почему каждый месяц платим", так тебе уже третий человек объясняет, что разница только в том, что зимой будет в разы дороже, а летом будешь копить на зиму. Что тебе непонятно, горлопан? И идут в ****у эти тгкшники, ненавижу эту *****компанию... Просто не понимаю тупых людей, которые вместо решений предлагают лозунги. Коммуняка поди или будуевский?
Цитировать
18.10.2020 20:16
Гость
На почве ненависти тоже можно зарабатывать политические очки. Что и делают по следам Будуева всякие проходимцы - титановские прикормыши и дети уголовников.
Цитировать
19.10.2020 06:55
Гость
Гость: Так говоришь: " За Чистое небо...". Может вспомним как митинговали, под руководством Сергея Шапхаева в улановке - в защиту озера Байкал, против прокладки газопровода через 03 регион. Как говорится "потерявши голову по волосам не плачут", а посему, используем на ТЭЦ наш уголек, а не "голубое топливо".
речь шла о мутном проекте - продуктопроводе по дну байкала, против газопровода по суше не митинговали. может пара-тройка продажных где-то орали, но массового протеста против газа никогда не было. не перевирай.
Цитировать
19.10.2020 08:51
Гость
Гость:
Гость: Так говоришь: " За Чистое небо...". Может вспомним как митинговали, под руководством Сергея Шапхаева в улановке - в защиту озера Байкал, против прокладки газопровода через 03 регион. Как говорится "потерявши голову по волосам не плачут", а посему, используем на ТЭЦ наш уголек, а не "голубое топливо".
речь шла о мутном проекте - продуктопроводе по дну байкала, против газопровода по суше не митинговали. может пара-тройка продажных где-то орали, но массового протеста против газа никогда не было. не перевирай.
В сказки про былое величие верят, а то что было несколько лет назад, из памяти выветрилось. По северному побережью газопровод планировался. Путин, своим решением, на четыреста километров подвинул.
Цитировать
19.10.2020 10:29
Гость
Гость:
Гость:
Гость: Так говоришь: " За Чистое небо...". Может вспомним как митинговали, под руководством Сергея Шапхаева в улановке - в защиту озера Байкал, против прокладки газопровода через 03 регион. Как говорится "потерявши голову по волосам не плачут", а посему, используем на ТЭЦ наш уголек, а не "голубое топливо".
речь шла о мутном проекте - продуктопроводе по дну байкала, против газопровода по суше не митинговали. может пара-тройка продажных где-то орали, но массового протеста против газа никогда не было. не перевирай.
В сказки про былое величие верят, а то что было несколько лет назад, из памяти выветрилось. По северному побережью газопровод планировался. Путин, своим решением, на четыреста километров подвинул.
Это не сказки, а славная история! А ты что не здесь живешь? Почему такая отстраненность? Или тебе похрен на местные проблемы?
Цитировать
19.10.2020 10:33
Гость
раз не выгодно тгк, ПУСТЬ ВАЛЯТ!
Цитировать
19.10.2020 10:56
Гость
Гость:
Гость: Так говоришь: " За Чистое небо...". Может вспомним как митинговали, под руководством Сергея Шапхаева в улановке - в защиту озера Байкал, против прокладки газопровода через 03 регион. Как говорится "потерявши голову по волосам не плачут", а посему, используем на ТЭЦ наш уголек, а не "голубое топливо".
речь шла о мутном проекте - продуктопроводе по дну байкала, против газопровода по суше не митинговали. может пара-тройка продажных где-то орали, но массового протеста против газа никогда не было. не перевирай.
вот только не надо ля-ля, проект предусматривал прокладку трубопровода не по дну, а по южному побережью озера, но, в итоге организованного протеста, ВВП (с подачи ЛВП) посоветовал ГАЗПРОМУ не создавать противостояние с населением и, трубопровод прошел по северному побережью, что значительно удорожило проект. материалы по данной теме имеются в фонде личного происхождения Национального архива Республики Бурятия (НАРБ).
Цитировать
19.10.2020 11:44
Гость
Всё больше и больше склоняюсь к мысли , что надо всё здесь продавать и отлаживать по новому в Иркутске. Конечно лучше бы в Москве , но жильё дорогое..Но здесь , а у меня своё ИП , проблем всё больше и больше , народ нищает. А в любом бизнесе, главное это платёжеспособное население.. Заказы сам принимаю и прямо чувствуется , что люди экономят на всём..
Цитировать
19.10.2020 12:37
Гость
Гость: Всё больше и больше склоняюсь к мысли , что надо всё здесь продавать и отлаживать по новому в Иркутске. Конечно лучше бы в Москве , но жильё дорогое..Но здесь , а у меня своё ИП , проблем всё больше и больше , народ нищает. А в любом бизнесе, главное это платёжеспособное население.. Заказы сам принимаю и прямо чувствуется , что люди экономят на всём..
Только дошло?
Цитировать
19.10.2020 13:06
Гость
Гость:
Гость: У ТГК мэрия города виновата! Они хоть пытаются и делают что-то! А ТГК? Только канючат что все плохо, все изношено, денег мало! Мол надо поднимать тариф! Валите нахер! Без вас справимся!
Как я понял речь о паре десятков метров труб, которые мэрия не смогла вовремя закопать и запустить тепло. Одно дело каждый год по километру перекапывать, другое - несчастный закуток. Все из-за шутенковских подрядчиков безалаберных. Все заточено под откаты((( А ТГК вместо того, чтоб тарифы поднимать, с перерасчетами и начислениями бы перестать мухлевать, веры им нет!
Интересно Шутенков за своих подрядчиков понесет ответственность или опять все спустят на тормозах
Цитировать
19.10.2020 13:06
Гость
Гость:
Гость:
Гость:
Гость: Так говоришь: " За Чистое небо...". Может вспомним как митинговали, под руководством Сергея Шапхаева в улановке - в защиту озера Байкал, против прокладки газопровода через 03 регион. Как говорится "потерявши голову по волосам не плачут", а посему, используем на ТЭЦ наш уголек, а не "голубое топливо".
речь шла о мутном проекте - продуктопроводе по дну байкала, против газопровода по суше не митинговали. может пара-тройка продажных где-то орали, но массового протеста против газа никогда не было. не перевирай.
В сказки про былое величие верят, а то что было несколько лет назад, из памяти выветрилось. По северному побережью газопровод планировался. Путин, своим решением, на четыреста километров подвинул.
Это не сказки, а славная история! А ты что не здесь живешь? Почему такая отстраненность? Или тебе похрен на местные проблемы?
Совсем не по хрен. Только у каждой проблемы есть фамилия, имя, отчество. И мы их знаем. Документами подтверждены. В отличии от "славной истории".
Цитировать
19.10.2020 16:52
Гость
Гость: На почве ненависти тоже можно зарабатывать политические очки. Что и делают по следам Будуева всякие проходимцы - титановские прикормыши и дети уголовников.
Титановский и ПриШутовской при.. хвостень - это Бурдиков, который с ТГК-никами на ты?
Цитировать
19.10.2020 18:05
Гость
Комментарий скрыт
19.10.2020 18:11
Гость
Комментарий скрыт
19.10.2020 18:16
Гость
Комментарий скрыт
19.10.2020 18:19
Гость
Комментарий скрыт
19.10.2020 19:01
Гость
Комментарий скрыт
21.10.2020 09:35
Гость
Гость:
Гость: На почве ненависти тоже можно зарабатывать политические очки. Что и делают по следам Будуева всякие проходимцы - титановские прикормыши и дети уголовников.
Титановский и ПриШутовской при.. хвостень - это Бурдиков, который с ТГК-никами на ты?
Там еще пропагандон ихний Озеров есть
Цитировать
21.10.2020 13:01
Гость
Гость: раз не выгодно тгк, ПУСТЬ ВАЛЯТ!
дико плюсую
Цитировать
23.10.2020 12:25
Местная жительница
Гость: Надо поддержать инициативу депутата Госдумы Николая Будаева о выравнивании энерго тарифов с Иркутской областью!
Да!
Цитировать
23.10.2020 12:28
Местная жительница
Мне перерасчет за свет сделали 350 руб. ЧитаСвет выгнать надо из региона!
Цитировать
23.10.2020 22:28
Гость
Местная жительница: Мне перерасчет за свет сделали 350 руб. ЧитаСвет выгнать надо из региона!
Все верно, надо гнать! Лучше с Иркутксэнерго сотрудничать, снизить наш тариф до уровня иркутян!
Цитировать
28.10.2020 00:07
Гость
Ну ты и овца
Цитировать
01.11.2020 01:48
Гость
Местная жительница: Мне перерасчет за свет сделали 350 руб. ЧитаСвет выгнать надо из региона!
грабят народ который и так бедный....цу ки чтобы ваших отпрысков также обманывали и обсчитывали как вы нас
Цитировать
05.11.2020 06:03
Гость
А что, может и правда, стоит попробовать?
Цитировать