↑ Наверх

"Моя главная идея — сделать РБ пространством впечатлений"

  • 29 Января 2014 г. в 20:50
  • комментариев нет
  • 3316 просмотров
Утверждает глава министерства культуры Бурятии Тимур Цыбиков



Министр культуры РБ Тимур Цыбиков на праздновании Дня славянской письменности и культуры/russianstock.ru

 — Тимур Гомбожапович, 2014 год объявлен в стране Годом культуры. Что это значит для Бурятии?

— В связи с Годом культуры в Российской Федерации федеральное министерство намерено модернизировать сферу культуры. Будут объявлены конкурсы на укрепление материально-технической базы, приобретение музыкальных инструментов, специализированного транспорта, оборудования. И, конечно, министерство сосредоточит свое внимание на поддержке творческих проектов в регионах России, как, например, строительство многофункциональных культурных центров в малых городах. Мы подали заявку, рассматривается несколько вариантов, но, скорее всего, у нас это будет город Бабушкин. Однако строительство должно осуществляться на условиях софинансирования, то есть федерация выделяет 50 млн. и 50 млн. должен выделить регион. Отрадно, что федеральное министерство направляет эти средства на развитие муниципальных учреждений культуры. Уже по итогам конкурса 2013 года мы приобретем транспорт для учреждений культуры Еравнинского района. Бурятия ежегодно участвует в большой заявочной кампании федерального министерства, благодаря чему в 2014 году финансовую поддержку получит международный фестиваль национальных театров «Алтан сэргэ», который пройдет в Улан-Удэ в августе-сентябре, постановка оперы Моцарта «Так поступают все женщины», и фестивали народного творчества, а также смотр-конкурс этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, который пройдет у нас уже во второй раз. В рамках Года культуры будет выделено федеральное финансирование для организации гастролей государственного академического театра им. Е.Вахтангова. Что потребует от нас большой организационной работы, мы должны будем принять коллектив в 120 человек. Кроме того, мы работаем над рядом музыкальных фестивалей и ведем переговоры о приезде в Улан-Удэ национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова, которому, кстати, очень понравилась Бурятия и то, как его здесь принимала публика с «Виртуозами Москвы». Планируется проведение выставки из фондов музея русской иконы им. Андрея Рублева.

— В последние годы к нам действительно стали часто приезжать интересные коллективы и артисты не только из столиц России, но и из-за рубежа как для выступлений, так и для работы, что значительно оживило культурную жизнь города. Однако есть мнение, что лучше бы эти деньги вкладывать в местных деятелей культуры, нежели отдавать чужим артистам.

— Так говорят люди, которые дальше своего носа не видят. Вот, например, мы пригласили на оперу «Аида» дирижера и режиссера-постановщика из Мариинского театра. Спектакль прошел с большим успехом. И теперь солистка Бурятского театра оперы и балета Аюна Базаргуруева 21 февраля исполнит партию Аиды на сцене Мариинского театра. Спел Мунхзул партию в опере «Летучий голландец» на языке оригинала, и его пригласили в Большой театр оперы и балета Республики Беларусь. Благодаря сотрудничеству со специалистами из других театров наши солисты и артисты выходят на качественно новый профессиональный уровень, прославляя Бурятский оперный театр и республику.

Что касается вложений в местных деятелей культуры. Ежегодно из бюджета выделяется около 600 млн. рублей на содержание наших учреждений, то есть на производство местного культурного продукта. Это колоссальная сумма по сравнению с теми небольшими суммами, которые тратятся на приезд артистов, режиссеров или музыкантов из других городов и стран. Все наши учреждения создают локальный культурный продукт, но жители города, который имеет столичный статус, не могут получать только его. Они не должны быть обделены, и имеют право видеть и слышать лучшие образцы искусства, которые существуют в мире. Здесь стоит вопрос прежде всего о качестве жизни в Улан-Удэ. Мы знаем, что самые перспективные, умные и талантливые люди уезжают. А почему? Не только потому что хотят найти хорошую работу, но и потому что где-то там жить гораздо интереснее! Люди просто испытывают дефицит впечатлений.

— «Впечатление» для вас ключевое слово. Ваше ведомство уже второй год подряд выпускает буклет под названием «Бурятия — пространство впечатлений». Это календарь событий или нечто большее?

— На первый взгляд — это календарь событий. Но если смотреть глубже, то это культурный план, вокруг которого может и должна начаться кристаллизация новых видов деятельности, возможностей и перспектив. Например, туризм может успешно использовать этот потенциал культуры и превращать его в реальный ресурс развития. Этот план приобретает еще большее значение, когда решается вопрос о приоритетах развития региона, которые будут определять его лицо в долгосрочной перспективе.

— Здесь встает вопрос о качестве «культурного продукта», который бы смог привлечь большой поток туристов, кто и что сможет его обеспечить?

— Одаренные люди, конечно, и современный менеджмент в сфере культуры. «Менеджмент» радикально отличается от «руководства», которое было довольно успешным в условиях, когда в государстве было все жестко определено. Тогда требовалось только контролировать и направлять работников на выполнение задач, поставленных вышестоящими органами. Профессиональный менеджмент — это способность работать в самых разных сферах и при этом добиваться успеха. Это отказ от работы по стандартам. Изменилась и сама «управленческая философия» в культуре, центр внимания перенесен на заботу о зрителе, посетителе, клиенте, более активное участие учреждений культуры в социальной жизни города.

— Музыкальные и театральные фестивали, акции, все эти «Ночи искусств» в музее, в библиотеке, театре, все это говорит о том, что вы не только профессиональный менеджер, но и культуртрегер, ибо все это в основном ваши идеи. Вы согласны с этим?

— Не совсем (смеется). Культуртрегерами часто называют тех, кто насаждает свои идеи, культуру, мировоззрение насильственно с корыстными целями. Моя задача налаживать управленческие механизмы и быть проводником государственной политики в области культуры. Моя главная идея — сделать Бурятию пространством впечатлений, которые нельзя будет забыть.

— Что труднее всего наладить в управленческих механизмах местных учреждений культуры?

— Самая главная проблема в мозгах. Интересной культурную жизнь в городах делают люди, творческие, креативные, нестандартные. К сожалению, таких людей очень сложно принимают в устоявшихся организмах, они с трудом приживаются.

— И что делать новым управленцам?

— Иногда надо просто менять людей. Но все же талант управленца в том, чтобы научить работать так, как он считает нужным. А тот, кто не сможет и не справится с объемом новых задач, уйдет сам.

— Как показывает практика, сам никто не уходит. Те, кого вы уволили или с кем не продлили контракт, они не справились или были другие причины?

— И то, и другое. Либо не было адекватного понимания современных процессов, либо были финансовые нарушения. Я раньше предпочитал об этом не говорить, но повышение доходов учреждений культуры за последние годы в пять раз во многом связано с тем, что мы сделали «белым» то, что раньше было «серым» или «черным». К сожалению, те команды, которые работали, умело скрывали свои настоящие доходы.

— Вы имеете в виду факт с нарушениями в билетном хозяйстве Русского драматического театра?

— В том числе. В данном случае мы провели проверку, обнаружили, возбудили уголовное дело. Оказалось, что это не единичный случай, что в театре были систематические нарушения в билетном хозяйстве — непроштампованные билеты, расшитые билетные книжки, все это создавало почву для махинаций.

— Именно из-за этого вы не продлевали контракт с директором театра?

— Да. Если в театре обнаружены факты махинаций с билетами, мы как орган государственной власти не можем закрыть на это глаза, даже в том случае, если Петр Григорьевич Степанов не причастен к этим фактам. Он, как директор, несет ответственность за все, что происходит в театре.

— Тогда почему контракт с Петром Григорьевичем все же продлили спустя какое-то время?

— Потому что строительство театра, которое должно было завершиться, не завершилось. Петр Григорьевич с самого начала вел это строительство, и он должен завершить этот процесс. Что касается нарушений, то в настоящее время ведется следствие, которое установит виновных, и после этого примется окончательное решение.

— Скажите, что вам дает смелость принимать непопулярные решения? Например, увольнять авторитетных старейшин и назначать молодых, не очень опытных, но перспективных?

— Уверенность. Я знаю какой результат хочу видеть, и если я его не получаю, понимаю КОГО или ЧТО надо поменять. Конечно, я анализирую, и у меня есть основания поступить так или иначе. В противном случае можно ведь сделать ошибку…

— А вы не ошибаетесь?

— Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

— Что было самым сложным в 2013 году, какие проблемы? И как вы их решили?

— Повышение средней заработной платы работникам культуры. И мы эту задачу выполнили, но не за счет дополнительного финансирования, а за счет работы по приведению в порядок внутренней структуры учреждений. Нам пришлось сделать очень много для повышения доходов учреждений, внедрить аутсорсинг, оптимизировать структуры многих учреждений. Мы предвосхитили майские указы Путина и уже с 1 января 2012 года повысили зарплату работникам культуры. В этом году на повышение заработной платы будет также выделено дополнительное финансирование из республиканского бюджета.

— Ваша вторая задача, кроме менеджерской, лоббирование интересов отрасли в правительстве республики и федеральном министерстве. Те деньги, которые вы выбиваете на проекты, постановки, гранты, как вы распределяете? Каковы приоритеты?

— Скажу сразу, что деньги делятся на проекты, а не по именам и статусам. Проект должен быть интересным, перспективным и соответствовать определенным культурным целям и задачам. Наша задача в целом просветительская, мы не можем опираться на вкус публики. Но без зрителя, без слушателя, без его оценки все равно невозможно. Оценкой является проданный билет. Меня радует то, что те проекты, которые мы поддерживаем в последние годы, приносят доход нашим учреждениям. Надо сказать, что бюджет фестивалей складывается только на треть из республиканских денег, две трети — это спонсорские средства и выручка от продажи билетов.

— Какая самая главная проблема в культуре Бурятии сегодня, кроме низкой заработной платы?

— Образование и кадры. У нас не хватает не только скрипачей в симфоническом оркестре, но и хуристов, лимбистов, артистов балета и танцоров в театре «Байкал». Образовательные учреждения должны изменить подходы к тому, как они учат и чему. И здесь я снова скажу о необходимости современного метода управления — о партнерстве. Партнеры не обмениваются услугами или деньгами, они действуют вместе для обоюдной пользы. Образовательные учреждения республики и учреждения культуры должны стать партнерами и работать вместе для достижения общих результатов. Актуален также вопрос дефицита хороших педагогов. Сейчас идет кампания по реализации указов президента по повышению зарплаты педагогов и работников культуры, об изменении принципов их работы. Это не слепое повышение зарплаты, люди должны быть творческими, внедрять новые методы работы, но при этом не становиться учителями-чиновниками, погрязшими в отчетах. Педагогов просто должно интересовать, что делают ученики вне школы и института. Какие концерты, выставки и спектакли они посещают? А потом спрашивать, что же они поняли и услышали? Нужно воспитать у них привычку и потребность посещать учреждения культуры.

— Как вы думаете, почему студенты не ходят в учреждения культуры, а предпочитают сидеть в торговых центрах и есть картошку «фри»? Исключение разве что обитатели «антикафе»…

— Для меня это тоже загадка. Я сам преподаю в академии культуры и искусства и был удивлен, что студенты на 4-м курсе впервые попали в Русский драмтеатр! А он, между прочим, в двух шагах от академии.

— А может, молодежь пугает академизм наших театров?

— Возможно. Поэтому надо думать, как заинтересовать? Для этого должна быть совместная партнерская работа всех — колледжа искусств, вузов и учреждений культуры. Все вместе должны создавать интересную среду, а не просто продавать и покупать друг у друга билеты. Студенты должны стать проводниками тех идей, которые генерируют агенты влияния в области культуры. Должно формироваться некое волонтерское движение, где студенты делают какую-то работу со зрителями, но при этом бесплатно посещают концерты и спектакли.

— Какую задачу вы ставите на этот год?

— Чтобы как можно больше людей приходило в театры, музеи, библиотеки, в филармонию. Даже если на концерте Баха сидит 100 человек, это уже хорошо. Как сказал скрипач и музыковед Михаил Казиник, не забывайте, что Бах писал музыку не для великих ученых, а для обычных бюргеров-крестьян, которые съезжались из соседних деревень в церковь, чтобы послушать органиста Баха и забыть о посевной, что надо побелить дом, убрать участок. В тот момент они думали о жизни и смерти. И если кто-то сегодня не может воспринять Баха, то это вина не Баха, а людей, которые все время думают о побелке, об известке и посевной. А чем больше думаешь о посевной, как известно, тем хуже она проходит. И чем больше думаешь про Баха, тем лучше проходит посевная.

Также читайте

"По итогам пресс-конференции"
  • 6 Декабря в 09:42
  • 29 комментариев
Прощальная гастроль кота Базилио
  • 18 Октября в 15:24
  • 38 комментариев
Новая драма?
  • 13 Января в 19:02
  • комментариев нет
В Бурятии подвели итоги Года Культуры
  • 12 Января в 10:41
  • комментариев нет