↑ Наверх

Индейская цивилизация, рожденная у Байкала

Автор: Алдар Гунтупов
  • 11 Февраля 2014 г. в 07:20
  • комментариев нет
  • 4821 просмотр
Недавно из поездки в Америку вернулся председатель Гуннского фонда Олег Булутов



Булутов также возглавляет комиссию по межнациональным вопросам Общественной Палаты РБ. Он рассказал Газете РБ о своих впечатлениях и результатах поездки

- Олег Игнатьевич, расскажите о целях поездки?

= Год назад между Гуннским фондом и племенем навахо был заключен меморандум о культурно-историческом сотрудничестве, в рамках которого была организована поездка народного ансамбля «Магтаал» к североамериканским индейцам. Цель поездки – показать некоторые обычаи и традиции четырех бурятских племен, изучить многочисленные параллели в культуре бурятского народа, индейцев навахо и апачей.

- Какие доказательства вы можете привести в пользу байкальской теории происхождения предков индейцев?

= Приблизительно 15 тысячи лет назад предки индейцев мигрировали из Чукотки по существовавшему тогда Беринговому мосту на Аляску. Далее волны переселенцев на протяжении нескольких тысячелетий заселили вплоть до Огненной Земли Северную и Южную Америку.

Однако возникает вопрос: «Из какого региона Азии мигрировали на Чукотку и Аляску предки палеоиндейцев?»

Совсем недавно мир потрясла научная сенсация. Международная группа ученых из США, Евросоюза и России провела исследование ДНК скелета мальчика, жившего 24 тысячи лет назад, и показала генетическую связь индейцев и древних жителей Предбайкалья. Хранящийся в Эрмитаже скелет ребенка археологи нашли в конце 1920-х годов у села Мальта на территории современной Иркутской области. В том месте располагалась одна из самых известных позднепалеолитических стоянок Сибири. В ходе изучения ДНК ребенка ученые установили, что он был мальчиком примерно четырех лет. Генетики также выявили, что ДНК ребенка совпадает с ДНК современных североамериканских индейцев на 38%.

Исследование позволяет пересмотреть время, когда предки индейцев пришли на Аляску, а затем и в Северную Америку. По-видимому, это произошло гораздо раньше общепринятых 14-15-ти тысяч лет назад.

Говоря об индейцах навахо, отметим, что это племя, как и родственные им апачи являются представителями последней, так называемой, атабаскской волны переселенцев, добравшейся до Аляски вплавь или по льду 4-5 тысяч лет до н.э., т.к. Берингов мост (Берингия) примерно 12 тысяч лет назад ушел под воду.

Антропологически атабаски были наиболее монголоидными из всех волн переселенцев, они активно смешивались со старожилами.

Мы можем смело предположить: далекие предки навахо формировались на территории Предбайкалья, что в свою очередь позволяет утверждать - современные монгольские, тюркские народы и индейцы навахо имеют общих предков.

Протяженный маршрут с юга восточной Сибири до Берингова пролива не выглядит чем-то невероятным, если мы вспомним миграции предков якутов в средние века, перебравшихся на протяжении одного-двух поколений из области озера Байкал в бассейн Колымы, т.е. фактически достигли побережья Ледовитого океана. По нашей гипотезе, часть северных хунну в тяжелый для себя период совершили далекий бросок из-за губительной войны на север, перейдя Берингов пролив. Мы уже начали реконструкцию пути миграции предков навахо с предполагаемой прародины - территории Предбайкалья в Северную Америку.

- А можете указать на конкретные параллели в культуре?

= Параллелей очень много, начнем с того, что индейцы живут в деревянных домах ничем не отличающихся от рубленных юрт закаменских, западных бурят. У индейских детей, как и у бурятских, на крестце есть монгольское пятно. У навахо очень популярен любимый монголами орнамент свастика. Похожи некоторые слова, например, обряд умывания в ритуальной бане называется – уhал – что созвучно бурятскому обряду. Головной убор монгольских и тувинских шаманов очень похож на украшения из перьев на головах вождей навахо. Тотемные столбы навахо похожи на бурятские коновязи-сэргэ. На гуннском городище встречаются кости лайкоидов – собак, которые сопровождали первых переселенцев в Америку. Навахо и апачи как и древние жители Байкальского региона почитают зеленый нефрит, поделки из него. Отмечу и поразительное внешнее сходство - навахо очень монголоидны и меня не раз посещало ощущение, что я нахожусь среди своих. Кстати на Енисее с бурятами жили кеты, чье самоназвание — дянь, созвучное самоназванию атабасков, на-дене, или просто дене.

Наконец, очень похожи шаманские обряды обоих народов. Кстати сила шаманов навахо поразительна, когда мы пытались незаметно снять их на фотоаппарат - ни один кадр не получился.

- Как вас приняли в резервации племени навахо?

= Приняли очень тепло. Навахо гордые, красивые, самодостаточные люди. Очень рослые, мужчин ниже 180 см. я не видел. Поразило гостеприимство навахо – нас пригласили на заседании правительства резервации, показывали поселения индейцев, местные достопримечательности, угощали национальными блюдами.

Индейцам понравилось выступление нашего прославленного ансамбля «Магтаал». Задорный ехор не оставил никого равнодушным, представители и вожди общин пустились водить хоровод.

В общем, мы и индейцы почувствовали неподдельный интерес друг к другу как близкие по крови и духу народы.

- Расскажите о жизни современных индейцев навахо.

= Территория резервации представляет собой малопригодную для земледелия пустыню, что в общем-то неудивительно, ведь под резервации отводились самые худшие земли. Вся земля считается общей собственностью навахо и управляется правительством Нации навахо. Нация навахо установила, что любой человек, имеющий как минимум четверть крови навахо, может записаться гражданином навахо и получить сертификат индейской крови. Как правило, мы видели легкие сборные дома, фермы. Индейцы предпочитают джипы, которые стоят около 6000 долларов. Правительство США, компенсируя политику геноцида индейцев, ежемесячно платит по 4 тысяче долларов каждому навахо. Эти деньги, а также средства от казино и игровых автоматов, которые по закону могут размещаться в резервациях, с одной стороны способствуют росту благосостояния индейцев, с другой развращают индейцев, убивая желание учиться, работать. Проблемы у навахо похожи на наши – отток молодежи, алкоголизм, ассимиляция, криминал, коррупция, сопутствующие всюду большим денежным потокам.

- Как сохраняются обычаи и традиции навахо?

= Будучи самым большим индейским народом численностью 250 тысяч, навахо бережно хранят свои традиции. Это единственный коренной народ США все еще говорящий на родном языке в повседневном быту. Дети навахо учатся говорить по-навахски раньше, чем по-английски. На заседаниях правительства, где мы были почетным гостями, депутаты говорили на своем родном языке.

- Где вы еще побывали?

= В целом мы проехали 3000 км., побывав в четырех штатах – Калифорния, Аризона, Юта и Нью-Мексико, погостили в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, посетили Голливуд, Аллею звезд, Большой каньон, увидели знаменитую тюрьму Алькатрас, где индейцы в 1969 году держали оборону, отстаивая свои права, а также знакомые по старым фильмам места, где снимались любимые картины детства – «Золото Маккены», «Апачи» и др. Нас встречала бурятская диаспора. В Калифорнии проживает около 30 бурят и 6000 монголов, так что наших там много.

- Как вы оцениваете результаты поездки?

= Результатами поездки я очень доволен. Состоялось первое знакомство, завязались теплые отношения. Бюро по делам индейцев из Вашингтона заинтересовалось нашим проектом. Необходимо и дальше углублять отношения, выяснить общие корни в «Великом переселении народов».

- Можете поделиться ближайшими планами Гуннского фонда?

= Проектов как всегда очень много. Пусть пока они останутся тайной, но вы скоро о них услышите.


Также читайте

Гуннское городище станет музеем
  • 24 Сентября в 23:10
  • комментариев нет
«Улан-Удэ — древняя столица гуннов»
  • 1 Сентября в 17:00
  • комментариев нет
Депутатам напомнят о манкуртах
  • 17 Мая в 08:35
  • комментариев нет
"Гуннское городище" украли
Автор: Сергей Данилов
  • 17 Апреля в 16:48
  • комментариев нет