↑ Наверх

Староверы Бурятии: от гонений к возрождению

Автор: Олег Данилов
  • 26 Марта 2014 г. в 14:22
  • комментариев нет
  • 6007 просмотров
Старообрядцы для жителей Бурятии это бичурские или тарбагатайские семейские. Единицы вспомнят картину Сурикова «Боярыня Морозова» или раскол Никона. А ведь история старообрядцев куда глубже


russianstock.ru

Что такое современное старообрядчество и где в Бурятии можно встретить староверов? - спросили мы у председателя совета региональной общественной организации «Общество культуры семейских республики Бурятия» Сергея Петрова

- Надо вспомнить историю. Староверы появились в Бурятии очень давно. Город Улан-Удэ, точнее Верхнеудинск, был основан старообрядцами. Казаки, которые пришли и возвели первый острог, все были старообрядцами. Раскол произошел после Московского собора 1667 года, когда царь Алексей Михайлович и патриарх Никон в угоду Западу провели тайную унию с Римской церковью и придумали новую религию, а Улан-Удэ построен в 1666 году. То есть старообрядцы – это вера испокон веков, берет свое начало с крещения Руси святым Владимиром. И вот мы так и сохраняем старую православную веру.

- Получается, семейские Бурятии являются прямыми потомками первых основателей современной Бурятии или были еще ссыльные?

 
- Второе массовое течение пошло в 1765 году. Екатерина II начала сюда ссылать старообрядцев. Хочу сказать, что в 2015 году будет 250-летие массового заселения старообрядцами Бурятии. Планируются обширные мероприятия. Необходимо упомянуть и протопопа Аввакума, который тоже был сослан в Сибирь с семьей, став первым священником, проповедывающим православие на территории современной Бурятии. Он прожил на землях Бурятии более 5 лет. Даже за такой короткий промежуток он приобрел много «духовных чад» и последователей. 

- Сколько сегодня в республике Бурятия насчитывается старообрядцев? 

 
- По оценке ученых и старообрядческих церквей, в Забайкалье проживает порядка 200 тысяч семейских – потомков старообрядцев. 
В 2007 году мы проводили первую встречу старообрядцев мира «Путь Аввакума». Тогда съехались представители большинства регионов России, где есть старообрядцы, было много представителей из ближнего и дальнего зарубежья.
Сейчас, после стольких лет атеизма, произошли большие сдвиги. До революции у нас здесь было больше 80 старо-обрядческих церквей, к концу советской власти у нас не осталось ни одного храма. Сохранилась лишь церковь в Этнографическом музее во имя святителя Николы Чудотворца, которая была перевезена из села Никольска. Именно по ней мы можем судить, какая была высокая архитектурная культура у семейских Забайкалья. Сегодня Никольская старообрядческая церковь является одним из брендов Бурятии.

- Скажите, а есть ли в Бурятии святые старообрядческой церкви?

 
- В годы правления советской власти было репрессировано много верующих в Бога, а в каждом из семейских сел было практически уничтожено порядка 10% старообрядцев, и это были лучшие люди. В Тарбагатае был епископ Афанасий (Федотов), его расстреляли в 1938 году и он причислен старообрядческой церковью в 2001 г. К лику святых от безбожия пострадавший, единственный епископ в Забайкалье, у новообрядцев нет такого уровня святого в Бурятии. 

- Когда началось возрождение старообрядческой церкви после атеизма? 

 
- В 1993 году провели съезд семейских Забайкалья, на который прибыли делегаты от всех мест компактного проживания семейских, приехали семейские из Читинской области. Открыл съезд епископ Силуян Новосибирский всея Сибири и Дальнего Востока. Было порядка 300 делегатов, именно там было принято решение возрождать древлеправославную отеческую веру. Шло все медленно, и лишь в 2001 году была принята республиканская программа содействия возрождению. В том же 2001 г. В Париже ЮНЕСКО признало старообрядцев «Шедевром устного и нематериального наследия мирового культурного наследия человечества». 
Сегодня восстановлено порядка 20 общин. 10 церквей построено, строится кафедральный собор в Улан-Удэ. 

- По вашему мнению, что необходимо для сохранения уникальной культуры, любой: старообрядческой, бурятской, новообрядческой?

 
- Мы считаем, что все должны быть на равных, почему какая-то одна культура должна решать свои вопросы за счет другой. У нас до 1930-х годов были свои школы. Есть выдуманный недоброжелателями миф, что семейские детей своих не отдавали в школы. До революции самые грамотные были семейские. Только у нас были свои семейские школы, где помимо общих предметов изучался старославянский язык, крюковое знаменное пение, история. Нас нашего традиционного образования лишили, нарушили генетический код. И вот мы сейчас добиваемся, чтобы в школах компактного проживания семейских были введены три предмета: старославянский язык, крюковое пение (основной вид древнерусского богослужебного пения) и история старообрядцев.  

 
- На ваш взгляд, возможно ли воссоединение старообрядческой церкви и новообрядческой, и нужно ли сегодня такое воссоединение? 

 
- Русская православная старообрядческая церковь сохранила апостольскую преемственность и чистоту старой православной веры, принятую святым князем Киевским Владимиром от Византии. За 350 лет разделения новообрядческая церковь далеко отошла от исконной православной веры. Год назад Папа Римский покаялся перед протестантами, что католики вырезали в Париже несколько десятков тысяч гугенотов. За 350 лет защитников старой православной веры уничтожено миллионы, и никто прощения просить не собирается. Поэтому о воссоединении пока говорить не приходится, если только новообрядческая церковь вернется к своим корням. Все в руках Господа Бога. Мы, как и наши предки 1000 лет назад, стоим на решениях семи вселенских соборов. Христианином является человек, который крещен в воде в три полных погружения с головой во имя Отца и Сына и Святого Духа. Только после этого человек становится христианином и может получить шанс попасть в Царство Небесной, а в новообрядческой церкви преобладает обливательное крещение, которое противоречит православным устоям. 

От редакции: Поразительный факт рассказали мне в ходе беседы. Христиане африканской страны Уганда, исследуя христианские конфессии, долго не могли остановить свой выбор на религии, которая объединила бы их. После долгих дискуссий они обратились именно к Русской православной старообрядческой церкви и взяли в качестве официальной религии христианскую старообрядческую веру, признав ее истинной и чистой.
Хотелось бы добавить. На протяжении всего разговора возле нас находился священнослужитель в черной рясе с бородой и пронзительными голубыми глазами. Скромный невысокий человек оказался епископом Иркутско-Амурским и всего Дальнего Востока Русской православной старообрядческой церкви Патермуфий (Артемихин). Он молча слушал, и лишь в конце добавил:
- Наша вера живет так, как заповедовал нам Христос. И этот свет, который понесли его ученики, попал в каждый уголок земли. В нашу Россию этот свет попал в полной чистоте от князя крестителя Владимира. По сей день, даже несмотря на все гонения, двери нашей церкви открыты для каждого и, дай Бог, что есть такие люди, которые пронесли эту чистоту до сегодняшнего дня.



Также читайте

Историческая справедливость
Источник: МК в Бурятии
  • 22 Мая в 19:25
  • 478 комментариев
Митрополит Бурятии: «Православие вне политики»
Автор: Татьяна Никитина
Источник: МК в Бурятии
  • 27 Февраля в 15:50
  • 64 комментария
Закулисье жертвоприношений
Автор: Карина Пронина
Источник: МК в Бурятии
  • 27 Февраля в 10:11
  • 110 комментариев
«Святой человек!»
  • 14 Февраля в 09:54
  • 52 комментария
«Будем здоровы!»
  • 21 Января в 11:00
  • 67 комментариев