↑ Наверх

В Бурятии должны говорить на трех языках – экс-советник Путина

Автор: Дарья Ююкина
  • 5 Марта 2015 г. в 15:00
  • 7 комментариев
  • 4613 просмотров
Юрий Лаптев, народный артист России и экс-советник президента РФ по культуре поделился с Газетой РБ мыслями о бурятском языке, современном ТВ и воспитании подрастающего поколения


Юрий Лаптев/фото из личного архива

2 и 3 апреля в Бурятском театре оперы и балета состоится премьера оперы «Тоска» («Тоска» - имя героини, ударение падает на первый слог – прим. автора) Джакомо Пуччини. Режиссер-постановщик оперы – Юрий Лаптев, режиссер Мариинского театра и бывший советник президента РФ по вопросам культуры (Владимира Путина в 2004-2008 годах и Дмитрия Медведева в 2008-2012 годах).

Юрий Константинович, как вы оказались в Улан-Удэ?

Меня позвал Корчмар Леонид Овсеевич, с которым мы давно знакомы и сотрудничаем в Мариинском театре. Он рассказал, что есть такое предложение – поставить «Тоску» в Улан-Удэ. Я никогда здесь до этого не был, но, естественно, был хорошо наслышан о театре. Бурятский оперный театр знаменит славными традициями, великими певцами. Помню, в Ленинград приезжал на гастроли Линховоин, я слушал его спектакли. Потом Базарсадаев. Поэтому я, в принципе, понимал, в какой театр я приглашен и куда еду.

Вы сейчас работаете в Мариинском театре?

У меня очень много дел, в том числе я – режиссер и солист Мариинского театра. Также я декан вокального факультета Санкт-Петербургской консерватории, заведующий кафедрой, а также профессор ГИТИСа и преподаю в Московском университете. Дел хватает.

Одновременно работаете и в Москве и в Питере?

Да, живу между Петербургом и Москвой.

Государственной службой больше не занимаетесь?

Я в Москве-то и оказался из-за нее, восемь лет пробыл на государственной службе. Вполне приличный срок для того, чтобы отдать свой долг государству.

Когда вы работали советником президента, вы были как-то связаны с Бурятией, встречались с министром культуры республики Тимуром Цыбиковым?

Нет, не доводилось. Я очень много ездил по стране, бывал в Иркутске, Екатеринбурге, регион ваш знаю, но в Бурятии не довелось побывать. О культуре Бурятии я могу сказать только то, что я знаю ваших прекрасных артистов и художников. Бурятия – это очень интересный край. Даже один только город Верхнеудинск, основанный в 1666 году. Здесь собралось очень много культур, очень много народов и появился уникальный культурный слой, который интересен не только для России. Российское искусство тем и интересно, что оно смогло, с одной стороны, развить национальные школы, а с другой стороны, почерпнуть из них то, что обогатило русскую культуру. Я понимаю, что такое Бурятия и что за люди здесь живут. В Петербургскую консерваторию приезжает очень много студентов из Бурятии. Нельзя сказать, что я ехал в неизвестный край, но я не знал, что он такой солнечный и красивый. Я удивился, когда увидел, сколько у вас солнца, как красиво и какой свежий воздух.

Что вы хотите посетить в Бурятии?

Все, что смогу. Если меня не задушит репетиционный период, я очень хочу посмотреть все, что только можно. Хотел бы увидеть древние буддийские храмы, съездить в Кяхту. Из Москвы до Кяхты я никогда не доберусь, из Владивостока пытался, но не получилось.

Один из самых острых вопросов в Бурятии – исчезновение национального языка. Какими способами, вы считаете, его можно возродить?

Реанимировать язык, конечно, намерение благое. Во-первых, в школе обязательно должно быть преподавание национального языка, а во-вторых, культура должна способствовать изучению. Театр, литература. Язык должен быть востребован. Когда человек понимает, что он может почерпнуть для себя что-то интересное, своеобразное, что-то такое, чего он не сможет понять, не зная языка. Но начинать, конечно, нужно со школы. Еще – народные песни. Если дети начнут учить и петь народные песни еще в дошкольном возрасте, народный язык станет неотъемлемой частью их бытия.

Мы сейчас боремся и за русский язык. Потому что он тоже страдает, причем, очень сильно. Чудовищно засоряется, претерпевает сильное влияние невежества.  Если раньше телевидение нам давало эталон русского языка, то теперь с экранов льется уличная речь. Нет примера. Через ту же школу, через искусство и средства массовой информации должен быть показан образец чистого языка. Молодое поколение должно понять, что тот, кто знает язык в совершенстве, имеет возможность описать свои чувства, объяснить свою позицию оппоненту гораздо более образно и в более полном формате. Это же лучше, чем клиповое мышление, смайлики, которые заменяют слова. То, что раньше люди писали письма, очень хорошо влияло и на литературу. Ты мог не быть писателем, но обязательно должен был написать своему визави так, чтобы он понял, раскрыть свои чувства. И это все побуждало человека развивать язык. Теперь же достаточно каких-то сокращений, а потом ты добавляешь картиночку и передаешь информацию.

Национальный язык, безусловно, очень важен. Но нельзя подменять понятия и говорить, что вот, теперь мы будем пользоваться только этим языком, а на русском говорить не будем. Это просто обрезание всех возможностей коммуникации и развития.

Недавно говорили о том, что в школах нужно сократить часы иностранного языка в пользу русского.

Человек, который это сказал, бредит. Если бы все дети могли говорить по-английски, то увеличения, наверное не требовалось бы. Как можно говорить о сокращении? Надо увеличивать часы как русского языка, так и национального и английского. По хорошему, в Бурятии должны говорить на бурятском, русском и, обязательно, на английском. Мир сужается, в любой точке мира ты можешь встретить человека, с которым просто необходимо поговорить. И ты должен иметь эту возможность. За рубежом многие фильмы идут без субтитров, это тоже побуждает человека учить язык. Надо раскрываться - и в сторону корней, и в будущее.

Стоит ли смотреть телевизор?

Есть много того, что можно посмотреть. Дело не в том, что нужно ругать телевидение, говорить, что оно плохое. Главное – сделать правильный выбор. Надо так воспитать человека, чтобы он умел выбирать. Один будет смотреть «Дом-2» до посинения, и все мы понимаем, что он оттуда почерпнет. Это, фактически, просто сжигание жизненного времени. Другое дело, что когда я смотрю какую-нибудь интеллектуальную передачу, то иногда даже не понимаю, о чем они говорят. Все-таки должен быть выверен баланс, дискуссия специалистов должна быть доступной, иначе это будет просто отпугивать. У нас есть обширная фильмография, оставшаяся с советского времени - очень хорошие фильмы, образцы высококачественной продукции. И человек должен понимать, должна сработать «красная кнопка» - тебе это не надо, лучше просто выключи телевизор, переключись на книгу, посмотри хороший фильм.

У меня есть внук, ему два года. Знаете, какие мультфильмы он любит? Он не говорит, он просто показывает пальцем. Он смотрит, например, мультфил «Цветик-семицветик», а это 1954 год. Но там изумительная музыка Левитина. И о чем этот мультфильм?  О добре. Он очень глубокий. А вот «Смешарики», например, он не хочет смотреть. Я наткнулся на мультфильм «Барбоскины» и посмотрел одну из серий. Знаете, это очень похоже на сериал «Воронины», настолько одинаково по фразам, по стандартным ситуациям, все сделано очень поверхностно и схематично. Меня удивила ситуация: маленькое существо, не могу его идентифицировать, готовит пиццу и очень волнуется, как она получится. Но почему пиццу? Почему не пирог? Почему не буузы? Или это: «Как мы будем печь рождественский кекс?». Ну не пекут у нас на рождество кексы! Пекут пироги или что-то другое. Я понимаю, что это просто купленная лицензия, как и «Воронины», как и «Счастливы вместе» - это все не наш продукт, нам его привезли как фаст-фуд. У нас есть «Макдональдс», но лучше же поесть в блинной или в пирожковой. Зачем подменять? Я хочу, чтобы девочки на уроках домоводства, не знаю, есть ли они еще в школах, учились готовить не пиццу, а то, что было присуще их народу. А когда я приеду в Италию, я с восторгом буду есть пиццу, если она будет вкусная. Вот у вас, в Бурятии, много национальных ресторанов?

Много.

Это хорошо. Я помню, как приехал в Екатеринбург, меня позвали в итальянский ресторан. Я сказал, что не хочу. И в японский не хочу. Я хочу в Сибири поесть в сибирском ресторане. Я хочу поесть пирогов, ухи и всего того, чего я не смогу поесть нигде, кроме как в этом месте. Почему я приезжаю в Китай и меня ведут в китайский ресторан, а не в итальянский? А вот в Москве очень сложно найти ресторан русской кухни, чтобы были суточные щи и какие-нибудь блюда, которые дома не приготовишь. Кстати, бурятский ресторан в Москве, я вас уверяю, будет пользоваться большим интересом.

То же самое и с видеопродукцией. У нас огромное количество лицензионных программ, которые родились на другой почве. А у нас другая ментальность. Наш продукт в то время, когда была советская власть, был, конечно, синтетическим, идеологизированным, но у нас зато были свои программы. «В мире животных», например. Наверное, это аналогия с «Энимал плэнет» и я не говорю, что «Энимал плэнет» плохая, но «В мире животных» - наша передача.

Вы думаете, сейчас не хватает идей?

Я думаю, что идей много. Просто сейчас во главе всего идет коммерция. Выгода от приобретения очередной лицензии гарантирует материальную обеспеченность определенным людям. Они и выбирают такую продукцию. Зарубежные фильмы продаются пакетами. Вот эти десять фильмов ты очень хочешь купить – пожалуйста. Недорого, но к ним ты должен взять еще тридцать. А если ты купил эти фильмы, то ты обязан их показать. Меня мучает то, что я люблю смотреть хорошее кино, но что-то достойное начинается только после полуночи. И ты сидишь, не спишь, смотришь. Если человек встает в шесть утра, он не будет это смотреть. А эту жвачку, которую постоянно показывают, смотреть невозможно.

Что нужно для того, чтобы в России выпускали свой продукт?

Воля. Должна быть воля власть предержащих и готовность к тому, что это будет экономически невыгодно. Сначала неприбыльно, но зато мы вкладываем в будущее.

А как вы воспитывали свою дочь, как собираетесь воспитывать внука?

Ну, внука будут воспитывать его родители, я надеюсь. С детьми надо заниматься, все зависит от того, что ты в него заложишь, что будешь ему читать, какое количество фильмов он посмотрит. Каждое поколение в какой-то степени более совершенно, оно приобретает навыки предыдущего. Вот у меня дочка росла, у нее не было компьютера, никаких приставок. Занималась музыкой и читала книги. Я был тогда очень занят, сидел в театре с утра до ночи, но старался воспитывать ее так, как воспитывали меня. Я никогда не говорил ей «нет, потому что нет». Если нет, то всегда объяснял почему. Старался аргументировать, чтобы человек понял, что этого не надо делать, лучше сделать вот так. И буквально с того момента, как я принял ее из роддома, я начал общаться с ней на равных. Я рассказывал все, что мог. Мне в какой-то степени повезло, потому что мой отец родился в 1904 году, я очень поздний ребенок. Мама, конечно, была моложе гораздо, но меня все время окружало взрослое поколение. И я очень много слушал. Когда были гости, отец всегда сажал меня рядом с собой. Мне не нравится, когда детей сажают за отдельный стол. Я сидел с гостями, но знал, что старших нельзя перебивать, надо говорить тогда, когда тебя спрашивают. Отец привел меня в театр и сказал, что вот, со всеми, кто старше, ты должен первым поздороваться. Конечно, все были старше меня, так что постоянно приходилось говорить «здравствуйте», «здравствуйте», «здравствуйте». И я постоянно слушал рассказы старших, у меня была няня, тоже 1904 года рождения. Она не умела читать, но рассказывала мне огромное количество историй о том, как они раньше жили. И когда я пошел в школу, я уже все знал. Дома была большая библиотека, я очень любил историческую литературу. То же самое и с дочкой, я ей принес книги Чарской, она начала читать.

Как вы считаете, оправдано ли использовать произведения искусства в целях государственной пропаганды?

Есть вещи, которые навязываются, а есть такие, которые необходимы для формирования мнения. Как говорили древние: «Умеренность – вот дар богов». Безусловно, государство будет проводить свои идеи, будет их популяризировать, доводить до широких масс. И это положительно, если это позитивный процесс по формированию общества на какие-то позитивные свершения, если это делается для развития этого общества, для улучшения жизни, для мобилизации творческих сил.

А если пропагандируются такие понятия, как «воинская доблесть», для того, чтобы люди шли воевать?

Понимаете, воинскую доблесть очень хорошо и правильно пропагандировать. Это пропагандировалось всегда, если это для защиты своего отечества, то, наверное, это очень правильно и нужно. Если это пропаганда не наступательная, как было в Германии перед первой мировой войной. Посмотрите оперу «Лоэнгрин», написанную в 19 веке – Лоэнгрин приходит и говорит: «Почему вы, господа, не готовитесь к войне?». Ему отвечают, что никто не нападает – «А не надо ждать, что на вас нападут, вы должны сами пойти на восток и разбить потенциальных врагов. Видите, как давно было заложено? Такая пропаганда недопустима, а защищать свой дом, осознанно защищать свою Родину – долг, в нем нет ничего плохого. Я и не называю это пропагандой, это естественный процесс.

Справка ГРБ:

Юрий Константинович Лаптев родился 24 августа 1960 года в Ленинграде, в семье солиста труппы Театра оперы и балета имени Кирова, народного артиста СССР Константина Лаптева

В 1983 году Юрий Лаптев окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова по классу "сольное пение". В дальнейшем продолжил преподавательскую деятельность в консерватории в качестве старшего преподавателя, доцента, а в 2003-2004 годах занимал должность декана ее вокального факультета.

В 1987 году закончил Санкт-Петербургскую консерваторию по специальности «Режиссура музыкального театра».

В 1989-2004 годах работал режиссером-ассистентом и солистом Мариинского театра, а в 1991-2004 годах – заведующим режиссерским управлением театра. Как режиссер поставил спектакли в театрах: Мариинский (Санкт-Петербург), Ла Скала (Милан), Музыкальный театр Ростова-на-Дону, Театре оперы и балета Екатеринбурга, Музыкальный театр (Иркутск), Театр музыкальной комедии (Санкт-Петербург) и Русский драматический театр имени Чехова (Рига) и др.

В апреле 2004 года президент России Владимир Путин назначил Лаптева своим советником по вопросам развития культуры. В том же году Путин подписал утвердил состав Совета при президенте РФ по культуре и искусству, в который Лаптев вошел, заняв пост секретаря.

В марте 2008 года на президентских выборах победил первый вице-премьер России Дмитрий Медведев. В том же месяце Путин был утвержден на посту премьер-министра страны, а Лаптев был назначен советником президента Медведева по культуре. Вскоре Медведев утвердил новый состав президиума совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству, в который Лаптев вновь вошел в качестве секретаря.

В сентябре 2008 года Мариинский театр Петербурга открыл 26-й сезон оперой Николая Римского-Корсакова "Псковитянка". "Капитальное возобновление" (реконструкция постановки 1952 года) оперы "Псковитянка", режиссером которого выступил Лаптев, критика назвала "одним из самых ярких событий петербургской театральной жизни".

В марте 2012 года Путин одержал победу на очередных выборах президента России и в мае того же года, вступив в должность, назначил председателем правительства Дмитрия Медведева. 23 мая 2012 года стало известно, что Лаптев освобожден от должности советника президента.

Лаптев - народный артист России, профессор, кандидат философских наук, с 2006 года он входит в состав жюри Национальной литературной премии "Большая книга". 

Loading...

Также читайте

13.09.2017 19:12
Гость
nice watches shop for luxury watches replica for bestwatch replica watches hot replica buy watch replica watches beautifully replica watches selection replica brands watches replica shopped watches replica best quality watch replica watch low price replica luxurious watches replica hot watches replica replica watches buy newest watch replica recommend watch replica JeanRichard Watch Bedat & Co Watch Hublot Watch Piaget Watch watches beautifully replica Watch Corum Watch B.R.M Watches Michele Watches Maurice Lacroix Watches Philip Stein Jaeger LeCoultre Parmigiani Watches de Grisogono Breitling Watch Breitling Watches Invicta Bulgari Watches Jaeger LeCoultre Watch Roger Dubuis Watch for luxury watches replica Watches Franck Muller Watch Casio Watches Oris Watch Arnold & Son Watches luxurious watches replica Watch TW Steel Watch watches hot replica Watches nice watches shop Watches Maurice Lacroix Watch best quality watch replica Watch Technomarine Watches Montblanc Parmigiani Watches Rolex Watches Oris watches beautifully replica Watch Bovet Watches for bestwatch replica Watches Harry Winston Watch Jacob & Co. Watches Chopard Watches Audemars Piguet Watch Cartier Watches Hamilton Watches Vacheron Constantin Watch Dior Watch Bovet Watch Ulysse Nardin Watch Audemars Piguet Watch Franck Muller Watch Romain Jerome Watches buy newest watch replica Watch shopped watches replica Watches Seiko Watch Panerai Watches Hublot Watches Movado Watches Rolex Watches Bell & Ross Watch Patek Philippe Watch Graham Watches Casio Watches Ulysse Nardin Watch B.R.M Watch watch low price replica Watches buy watch replica watches selection replica Watches Omega Watch Glashutte TAG Heuer replica watches Watches hot watches replica Watches buy watch replica Watch Roger Dubuis JeanRichard Technomarine Watch Invicta Watch Ebel Watch Panerai Watch Wyler Watch Vacheron Constantin Watches TAG Heuer Watches Tissot Watch Seiko Watches
Цитировать
20.11.2017 23:30
ГостьЦитировать
11.04.2018 20:48
ГостьЦитировать
19.09.2018 01:58
Гость
инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфоинфо инфоинфоинфоинфоинфоинфо
Цитировать
07.10.2018 20:42
ГостьЦитировать
10.11.2018 04:19
ГостьЦитировать
17.11.2018 22:35
ГостьЦитировать

Добавить комментарий

Имя
Гость (вход, регистрация)
Ctrl+Enter