↑ Наверх

Молон-лама: мужчина должен быть хозяином

  • 22 Января 2014 г. в 19:04
  • комментариев нет
  • 3899 просмотров
В Народном Хурале Республики Бурятия есть единственный представитель партии Гражданская платформа. И этот представитель – лама, который также представляет и Буддийскую традиционную Сангху Бурятии


Цыденов Баяр Бимбаевич. Скриншот с сайта НХ РБ

Светское имя Молон-ламы - Цыденов Баяр Бимбаевич. Он родился 1 сентября 1970 года в селе Санага Закаменского района Республики Бурятия. До выборов в Народный Хурал 15 лет занимал пост ширетуя Санагинского дацана Закаменского района, также был депутатом муниципального райсовета

Молон-лама рассказал в беседе с журналистом Газеты РБ о выборах и планах работы в Хурале.

- Почему Вы, лама, пошли в политику?

- Все такой вопрос задают. Прежде всего, я для себя это решение не считаю политическим движением. Это жизненный позитивный порыв. Политикой это назвать нельзя, потому что я священнослужитель, лама.

По долгу своей службы я постоянно соприкасаюсь с людьми. Часто люди именно священнослужителю задают вопросы духовного характера, и потом, когда начинаешь анализировать эти духовные чаяния людей, они (вопросы – Газета РБ), в основном, бывают косвенно или прямо связаны с материальной жизнью. А эта реальная жизнь по канонам буддизма называется бытие, быт. Быт, как гласит учение Будды, основывается на пяти базовых элементах. Первый базовый элемент – это традиции того или иного народа, второй базовый элемент – учитель, третий базовый элемент – учение, четвертый базовый элемент – условие, и пятый базовый элемент – это метод. То, что сегодня я делаю на данном этапе времени - условии, именно какой-то альтернативный метод надо найти, решение этих проблем. Когда я, сидя в дацане, начитываю мантры за здравие людей, за благополучие, за равноправный социум, за социальное положение людей, чтобы конфликтов между людьми, между нациями не было, никаких эксцессов не было, вот это все основывается на учении.

А то, что я сегодня, будучи депутатом Народного Хурала, делаю, вот это как раз на законодательном уровне - донести те или иные точки зрения, мнения тех людей, которые ко мне обращаются. В основном, обосновываясь этим, я пришел, как вы говорите, к «политике». Я для себя не считаю это политикой. Это такая задача. Какая бывает политика, я не знаю, не совсем понимаю, потому что я новый человек, а те люди, кто чиновники – исполнительная власть, вот у них, наверное, политика.

- То есть для Вас Народный Хурал – это …

- Это площадка для того, чтобы быть услышанным.

- А что Вы хотите донести до власти?

- Например, когда я раньше ставил задачи тем людям, которые занимались политикой, но не получал обратной связи. Вертикаль выстроена, но в одном направлении. Избиратели – это люди, которые нужны в канун выборов, а мной задача ставится такая, что каждый голос должен быть услышан. Я услышал эти голоса, записал их на бумаге в виде наказов. Наказы народа обычно забываются, потому что народ – инструмент для власти. Хотя, должно быть наоборот, власть должна работать для интересов народа. Избранный депутат должен быть тем маячком, который может донести чаяния народа до власти. И обратно, как власть реагирует на это. Это мое понимание.

- А почему именно Гражданская платформа?

- До того, как стать депутатом, я в течение 15 лет являлся ширетуем (настоятелем) Санагинского дацана. И в течение этих 15 лет я посмотрел на многие разные партийные течения, по стечению обстоятельств и времени увидел это все наяву. Программы, обещания, насколько партии деятельны, насколько программы применимы для народа и отдельно взятого субъекта – национальной республики Бурятия. Вот с этой стороны позитивное я там не нашел. Потом, когда на арене российской масштабной политики я увидел новое течение Гражданская платформа, там я увидел, прежде всего, слово «Я».

Вы, наверное, удивитесь тому, что, когда я баллотировался и сдавал свои документы, там было написано: «домохозяин». Многие удивились этому слову, потому что считается, что слово имеет принижающее значение. Я считаю, что наоборот, слово «домохозяин» – хозяин своего дома. По бурятским традициям – мужчина должен быть хозяином: в своём доме, и потом уже нашего общего дома – республики Бурятия, и нашего общего государственного дома – России. Насколько я чувствую себя хозяином своего дома – Бурятии, и насколько мы себя уютно чувствуем в Москве и Санкт-Петербурге. Вот я там себя как раз хозяином не чувствую. Хотя по статусу и Конституции Российской Федерации, если я являюсь гражданином Российской Федерации, я должен чувствовать себя везде хозяином. Потому что хозяин – это хозяйственное отношение ко всему, если я являюсь хорошим хозяином, тогда в этом доме у меня все в порядке, все нормально, все хорошо. А как раз таки мы как бы чувствуем себя временными постояльцами, гостями.

Поэтому, когда слово «Я» увидел в Гражданской платформе: Будущее России + Я. Это очень интересный лозунг: Я + будущее России - когда будущее России начинает строиться именно с интересов личности.

- Какие планы работы в Народном Хурале?

- Планы огромные. Интересы именно национальной политики. Когда в республике, имеющей название именно Республика Бурятия, ущербно относятся к своему родному языку, к своим традициям, к своим обычаям. Я считаю, что важнейшая задача государства – поддержка культуры. В государстве, где культура народа не ущемлена, и где соблюдаются интересы наций, тогда в этом государстве нет таких проблем, как межнациональные распри, нет доминирования интересов той или иной культуры той или иной нации. Например, в данном случае, культура у нас финансируется мизерным количеством средств, на изучение бурятского языка выделяются всего 900 тыс руб в год, когда должно быть хотя бы минимум 9 млн руб или 90 млн руб. Вот тогда наша республика должна процветать и все должно быть хорошо. И таких интересных задач в комитете очень много.

- Как реагировали избиратели на Ваше участие на выборах?

- Наказов очень много было, и реагировали по-разному. Говорили, есть такая пословица, «Богу богово, кесарю кесарево», что священнослужитель должен сидеть в дацане, молиться за здравие, а другая часть населения приветствовала, потому что по названию Народный Хурал должен быть именно «народным». И человек от народа должен быть представлен.

Сейчас общество очень хорошо подготовлено к тому, чтобы в полном объеме требовать от тех депутатов, которых избрали. Сейчас активное очень, зрелое общество создалось. Выборные технологии, например, в законодательные органы, глав муниципальных районов, воспитали общество, которое умеет различать тех людей, которых должны избирать. Сейчас уже не выбирают с закрытыми глазами: будь что будет. Выбирают тех людей, которые нужны обществу, я так думаю.

- Ваша реакция на «черный пиар» со стороны конкурентов, если он, конечно, был?

- Был, конечно, обязательно. Без этого никак. Есть буддийский принцип: будь свидетелем своим действиям, своим словам, будь свидетелем самому себе. Если ты не свидетель того, что ты делаешь, или ты не свидетельствуешь о том, что ты сделал, это не является достижением той личности, которая занимается этим. Если люди занимаются черным пиаром, а ты не соответствуешь этому, то никакого отношения к этому не имеешь. Если, конечно, есть правдоподобные высказывания именно в черном русле, и если это соответствует тем действиям, которое ты делаешь, которых ты придерживаешься, тогда уже следует какие-то действия относительно самого себя предпринять.

- Ближайшие планы и мероприятия?

- Пока, наверное, рано озвучивать. Сейчас приоритетны планы по улучшению жизни сельчан. Достойное образование, медицинское обслуживание должно быть на уровне. Хотя мы пишем, что у нас учреждения оснащены оборудованием, несмотря на это, качество обслуживания оставляет желать лучшего. И образование - то же самое.

- А что бы Вы предприняли, чтобы молодежь вернулась в село, чтобы в селе были специалисты – те же учителя, врачи?

- В начале нашей беседы мы говорили о пяти базовых элементах. Это базовая система развития села, и, хоть и громко сказано, нашего народа. Это традиции, учитель, учение, условия, метод. В данный момент мы должны создавать условия и метод, опираясь на те традиции, которые были заложены нашими предками в селе. Эти традиции в селе утрачиваются; бурятский язык, учение бурятского языка утрачиваются. Образ учителя бурятского языка менее перспективен, чем учитель английского языка. Английскому языку мы придаем большее значение, чем бурятскому. И поэтому, основываясь на этих пяти базовых элементах, мы должны создать условия в селе, чтобы именно молодежь, получив те учения, которые применимы в селе, вернувшись обратно в село, смогла бы их применить. Труд тех, кто живет и работает на селе, нашим государством не оценивается, и поэтому люди покидают свое родное село. В других государствах уравновешенный подход ко всему, к городу и селу, а у нас нет такой уравновешенности. У нас огромная пропасть между городом и селом.

Беседовала Татьяна Олзоева

Материал впервые был опубликован на сайте RBpost.ru


Также читайте

Этюд в багровых тонах
Автор: Станислав Белобородов
Источник: МК в Бурятии
  • 21 Августа в 15:38
  • 60 комментариев
Алексей Цыденов: «Улан-Удэ – мой дом»
  • 20 Августа в 15:05
  • 150 комментариев
Мункожап Бадмаев идёт до конца
  • 19 Августа в 17:08
  • 58 комментариев
Эпигоны Будуева рвутся во власть
Автор: Вячеслав Мартынюк
Источник: МК в Бурятии
  • 16 Августа в 11:44
  • 244 комментария
Эх, заживём!
  • 14 Августа в 14:12
  • 148 комментариев