↑ Наверх

Век потребительского отношения

Автор: Дмитрий Родионов
Источник: "МК в Бурятии"
  • 28 Февраля 2013 г. в 10:32
  • комментариев нет
  • 3436 просмотров
Экс-хамбо-лама Чойдоржи Будаев: «В Бурятии у многих есть упорное желание обойти закон»




В Бурятии среди буддистов имеются две тенденции. Одни считают, что в регионе сформировалась северная, особая ветвь буддизма, которая сегодня представлена в Традиционной Сангхе России. Другие считают, что буддисты Бурятии несколько отклоняются от линии тибетского направления буддизма, благодаря которому он несколько веков назад получил свое распространение в нашем регионе, а также в Тыве и Калмыкии. Среди них Кенсур (экс-хамбо-лама) Чойдоржи Будаев, который является лидером «тибетского» направления в Бурятии, возглавляя буддийскую общину «Ламрим». Однако в нашем интервью пойдет речь не только о буддизме…

— Уважаемый, Чойдоржи, вы ежегодно встречаетесь с Далай-ламой в Индии. Можете ли ответить на вопрос — когда в Россию приедет Далай-лама?

— Мы, российские буддисты, надеемся, что позиция в отношении Его Святейшества Далай-ламы изменится вместе с произошедшими изменениями в руководстве Китая, тем более, что Далай-лама отошел от управления тибетским правительством в изгнании и сосредоточился на духовных делах.

— Ранее вы неоднократно высказывались в СМИ о том, что нередко бурятские студенты-хувараки, обучающиеся в Индии, испытывают материальные трудности. Сколько их сегодня по вашим данным? И как идет в целом процесс обучения — значителен ли объем помощи, который идет им из Бурятии?

— В 1993 году, когда был хамбо-ламой, отправил первую группу бурятских студентов на учебу в Индию, где многие из них прошли полный курс обучения, получили звание геше (учитель), что соответствует докторскому званию. Эти люди достойны. Однако в последнее время не слежу за ситуацией в этой области, поскольку мне дали понять, что я уже не имею отношения к обучению студентов. Да и те, кто прошли обучение, не приходили ко мне и не говорили спасибо. Ведь вы понимаете, что в нашей стране это все очень быстро происходит: пока ты у власти, к тебе бегут, а потом — раз и все разбежались кто куда.

— Многие отмечают рост интереса к буддизму и восточной философии в западных областях России, что видно по количеству туристов, ежегодно приезжающих в Бурятию на различные духовные практики. Между тем возникает дискуссия, является ли буддизм в Бурятии интернациональной религией или это «северный» буддизм, некая этническая сфера, о чем постоянно говорит хамбо-лама Д.Аюшеев?

— Это больше политика со стороны Дамбы Аюшеева. Тем более, что мировая буддистская традиция не выделяет буддизм, который исповедуют в российских регионах, как нечто обособленное. И там не делят буддистов по национальности. Например, среди российских паломников, регулярно получающих наставления Его Святейшества Далай-ламы в Индии, очень много представителей Москвы, Санкт-Петербурга и в целом западных регионов страны. Это не тенденция, которая сегодня появилась, а шла со времен российских царей, когда в 1913 году жители северной столицы помогли в строительстве первого в центральной России петербургского дацана. Поэтому вряд ли стоит говорить, что для русских буддизм это что-то новое. И нельзя сказать, что люди, которые слушают учение от Далай-ламы и его учеников, — это просто интерес, когда люди едут за тысячи километров для того, чтобы просто послушать лекции по буддистской философии. Даже мы, традиционно живущие здесь, в Бурятии, и, казалось бы, в последних поколениях имеющие врожденную предрасположенность к учению Будды Шакьямуни, больше всего относимся к своей религии с потребительской точки зрения. Причем большей части нашего населения, если задать элементарный вопрос по философии, не говоря уже об исторической части буддизма, например, какие основы нам дал Будда Шакьямуни, то вряд ли кто скажет что-то конкретное. И у нас распространена тенденция, что люди ограничиваются посещением дацанов по праздникам и после этого считают себя истинными буддистами. А в мирской жизни все делают по-старому, неосознанно, не накапливая заслуг и мудрости.

— Не секрет, что сегодня, в век потребительского отношения к жизни, многие стремятся к богатству. У кого-то это получается, а у кого-то нет. В чем главная причина?

— Есть мнение, что для того, чтобы стать богатым, надо молиться. Казалось бы, зачем работать, помолился, бог пошлет много денег... Но ведь такого не бывает, чтобы только за счет чего-то одного, например, молитв, можно стать состоятельным человеком. Другой вопрос, что не нужны крайности, нельзя заниматься все время поиском наживы, думать постоянно о богатстве, о деньгах, это все приводит людей в состояние хронического стресса. Да, я знаю лично немало примеров того, как тот или иной вдруг в одночасье разбогател, нередко на спекулятивных операциях.

Но потом я вижу, что далеко не все эти люди становятся счастливыми, а богатство как быстро приходит, так еще более быстро уходит. И не причина, что они нагрешили, быть может, все дело в жадности, либо неумении заниматься бизнесом. Перестаньте думать о наживе, больше занимайтесь благотворительностью, делайте это осознанно, с состраданием к тем, кому вы помогаете, и у вас, убежден, все наладится.

— Говоря о благотворительности, вы имеете в виду помощь религиозным учреждениям?

— Не только. Хотя, например, я в течение многих лет строю в Улан-Удэ храм, но было очень мало тех, кто сам пришел и помог в этом деле. Правда, были два человека, которые вначале помогали, но потом пришли и открыто сказали, что руководство Сангхи им запретило. Вот такая ситуация на сегодняшний день и я, например, благодарен тем банкам, которые дают мне кредиты. На них я и строю. Надо только вовремя отдавать. А для этого необходимо просто много работать. И создавать структуры, которые нормально работают, платят налоги. А у нас в Бурятии почему-то у многих я наблюдаю это постоянное и упорное желание обойти закон, схитрить. Почему нельзя нормально и честно работать? И потом не надо постоянно стремиться к сверхбогатству. Многие хотят вот так сразу и быстро разбогатеть. Эти времена давно прошли, в 80-е и 90-е годы был такой период, когда быстро сколачивались состояния. Когда ничего не было, они успели собрать все сливки и стали настолько богатыми, что теперь вряд ли стоит стремиться их догнать, поскольку что-то новое придумывать очень сложно.

— Что вы посоветуете жителям Бурятии в 2013 году?

— В 2013 году ничего кардинально менять не надо. Надо искать хорошую работу, если кто не нашел. Если человек решил заняться бизнесом, то нужно хорошо подумать, взвесить все за и против, разработать критерии, определить потолок его дела, чтобы он это понимал. Не надо рваться к каким-то сверхвысотам. Во всем необходимы баланс, равновесие. Или вот родители сегодня все стремятся дать своим детям высшее образование, но при этом никто не задумывается, а как они дальше найдут работу? Надеются на авось, что родственники помогут, знакомые, но это ведь случай.

Например, банковское образование сегодня получает огромное число людей, однако ясно, что больше половины из них точно не найдет работу. Хотя есть спрос на те же строительные специальности, рабочих рук не хватает, а завозим иностранцев. На стройке молодых людей вы не увидите.

— Почему?

— Не привыкли работать, думаю, что мы сами их отучили.

— Задача властей не только дать новые рабочие места, но и мотивацию соответствующую создать?

— За редким исключением наши чиновники или депутаты почему-то только о себе думают. Например, когда избираются, обещают какие-то нереальные проекты, но потом разве интересуются, а как народ живет? Один знакомый баллотировался в главы маленького местного поселения, просил меня поддержать его. Но я ему прямо сказал, что не вижу, что он способен сделать что-то реальное для людей. А в ответ: ну я в таком возрасте нахожусь, что когда изберусь, то хоть дом себе построю, машину куплю. То есть других приоритетов как будто просто не существует!

— Поддержали его?

— Нет, но он и так выиграл выборы. Причем вскоре и дом построил, и машину купил. Зарплату они большую получают и могут себе это позволить. А там хоть трава не расти. И вся страна у нас такая.

Считаю, что все-таки каждый на своем месте должен делать то, что должен делать по долгу службы и совести. Например, есть закон — выше 60 километров в час в городе не ездить. Но часто, когда еду на машине с разрешенной скоростью, меня обгоняют и еще сигналят, мол, медленно двигаюсь. Причем иной раз летит по городу под 100 километров в час, в голове ветер, стекла затонированные, а гаишник тут же рядом стоит и делает вид, что не заметил.

Я несколько раз специально подъезжал к постовым и спрашивал — а почему вы их не останавливаете? Пожимают плечами. Что, мол, толку. Вот пока каждый из нас на своем месте будет так же поступать, то ничего хорошего в России ожидать не приходится. 

Беседовал Дмитрий Родионов 

Также читайте

На подножном корму
  • 24 Июля в 10:37
  • комментариев нет
Никто ещё с голоду не умер?
  • 6 Июля в 17:02
  • 78 комментариев
«Верой и правдой служит Отечеству»: восточное око государево в Бурятии
Автор: Нордоп Дашиев
Источник: МК в Бурятии
  • 5 Июня в 13:53
  • 92 комментария
«Восточный Новый год в Кремле». Что это было?
Автор: Сэсэг Иванова
  • 6 Марта в 15:36
  • 187 комментариев