↑ Наверх

Уготована судьба индейцев?

Автор: Елена Сизова
  • 17 Сентября 2014 г. в 08:01
  • комментариев нет
  • 1604 просмотра
Нужно ли России присоединяться к Декларации ООН по правам коренных народов. МНЕНИЕ




В Республике Бурятия с 20 по 23 августа 2014 года прошел первый Межрегиональный кочевой форум – фестиваль коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «Сияние Севера». Во время проведения форума представителями КМНС обсуждались вопросы практики применения норм законодательства в сфере деятельности коренных народов, происходил обмен опытом, а также обычаями и традициями. Как утверждают организаторы фестиваля, результаты, достигнутые в период проведения форума, имеют огромное значение для дальнейшего развития народов Севера

Форум проходил на фоне подготовки к Всемирной конференции ООН, которая будет проходить в г. Нью-Йорк, США 22-23 сентября 2014 г. Основной целью проведения Всемирной конференции является продвижение положений Декларации ООН по правам коренных народов в национальное законодательство государств.

Указанная Декларация уже рассматривалась ООН и была принята в 2007 году. Тогда 12 стран воздержались от поддержки документа ввиду несоответствия национальных интересов своих государств и интересов ООН. Одной из стран кто воздержался, была Россия. В настоящее время помимо России против продвижения положений Декларации ООН выступают представители стран БРИКС, во главе с такими странами как Бразилия и Китай. Что же такого особенного в этом положении, что страны с населением общей численностью почти 2 млрд человек (а это чуть менее трети всей численности населения планеты) выступают против? Давайте попробуем разобраться.

Так, некоторые страны-участницы ООН предлагают утвердить нормы, по которым коренные народы смогут свободно устанавливать свой политический статус и свободно осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие (ст.ст. 3, 4 проекта Декларации). Кроме этого, коренные народы получают индивидуальное право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций. Статья 26 Декларации вообще закрепляет право коренных народов на земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели, занимали и использовали. Эта норма дает право коренным народам самостоятельно контролировать свою территорию.

Исходя из указанных положений, предлагается рассматривать коренные народы как политическое образование с независимым от государства статусом, обладающим правом субъекта международных переговоров. Такое изложение прав противоречит национальным интересам Бразилии, Китая, России и других стран.

К примеру, в Конституции РФ, являющейся главенствующим законом на всей территории нашей страны, четко закреплено и гарантировано равенство прав и свобод всех граждан РФ независимо от пола, расы, национальности и т.д., а также указано, что земли и природные ресурсы принадлежат всему многонациональному народу России.

С чем может быть связана такая настойчивость ряда стран-участниц ООН по продвижению и закреплению положений данной Декларации в национальное законодательство государств-членов ООН? Вариантов много, но самым явным можно смело назвать лоббирование интересов транснациональных ресурсодобывающих корпораций. Так, при внедрении этих положений внациональное законодательство, коренные народы получают возможность распоряжаться общенациональными природными ресурсами по своему усмотрению, в частности - заключать соглашения, тем самым ущемляя права и интересы других народностей государства.

Указанные положения позволяют КМНС самостоятельно выбирать, с какой компанией лучше договориться. Практика показывает, что договориться бывает легко тогда, когда у тебя много денег и есть политическое влияние, а эти факторы активно используются транснациональными корпорациями, подконтрольными США. А то, как США может вести диалог с коренными народами всем хорошо известен на примере индейцев, являющихся коренным народом Северной Америки.

В последнее время, в СМИ среди экспертов активно обсуждается проблема нехватки природных ресурсов, некоторые из которых являются невозобновляемыми. Периодически поднимаются вопросы о пересмотре права тех или иных государств на распоряжение национальными природными ресурсами. Активизировался вопрос о недропользовании в Арктике. И везде инициатором так или иначе выступают США, которые в вопросах природных ресурсов ведут крайне агрессивную политику. Это отчетливо проявилось на примере таких стран, как Ирак, Афганистан, Ливия, Египет. К сожалению, этот список пополняется.

Банальное желание наживы, проявляемое со стороны транснациональных корпораций, ничего кроме десятков тысяч смертей и полного упадка в экономике и социальной сфере в эти страны не принесло. И данную тактику, только в крайне завуалированном виде, пытаются реализовать посредством Организации Объединенных Наций, которая была создана для поддержания и укрепления мира и безопасности


Также читайте

"Никому не интересна Гватемала
  • 19 Октября в 23:41
  • комментариев нет
Игры кочевых народов
Автор: Татьяна Олзоева
  • 27 Ноября в 12:23
  • комментариев нет