↑ Наверх

Забытый собеседник

Автор: Любовь Румянцева
  • 25 Января 2015 г. в 22:30
  • комментариев нет
  • 4455 просмотров
"Тот самый «Костер»? Он еще жив?" – именно так реагирует большинство людей, когда узнают, что детский литературный журнал, который читали школьники во всем Советском Союзе, все еще выходит в свет



 Правда, миллионные тиражи давно в прошлом: уже много лет «Костер» балансирует на грани выживания. По сути, журнал совершает невозможное: выживает в новых условиях, не изменяя при этом своим традициям. И упорно продолжает «гореть»

Раньше редакция журнала «Костер» занимала весь первый этаж в здании на Мытнинской улице, в самом центре Санкт-Петербурга, пишет портал фонда "Русский мир". Но сейчас в ее распоряжении остались всего три комнаты. «Нас уплотнили», – объясняет главный редактор «Костра» Николай Борисович Харлампиев. Помещения редакции скромные, современной офисной обстановкой не блещут. Здесь царят 80-е годы прошлого века: стеллажи с книгами и подшивками журнала, стены увешаны плакатами. На столе одной из сотрудниц – пишущая машинка. «Не пугайтесь, она тут для антуража стоит, – смеется Николай Борисович. – Кое-кто хоть и поговаривает, что мы живем прошлым, но на компьютеры все-таки давно перешли!»

Солнечная система Маршака

В своем кабинете редактор усаживает нас на уютный старый диван, который, оказывается, путешествует с редакцией «Костра» по разным адресам уже 75 лет. А принадлежал он еще первому главному редактору журнала – Самуилу Яковлевичу Маршаку. «Это наша реликвия, ведь на этом диване сидел Маршак! – улыбается Николай Борисович. – Он был первым главным редактором нового пионерского журнала, появившегося в 1936 году. К тому времени уже существовали журналы «Пионер» и «Мурзилка». Но «Костер» должен был быть иным. Мысль о его создании высказал Максим Горький – он предложил издавать журнал, где наравне со взрослыми писателями, учеными и журналистами публиковались бы и сами школьники».

Редакцию «Костра» на Мытнинской улице знал не только весь Ленинград, но и весь Советский Союз / Фото: АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ

Редакцию «Костра» на Мытнинской улице знал не только весь Ленинград, но и весь Советский Союз / Фото: АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ

Новорожденному «Костру» невероятно повезло, что он появился на свет именно в Ленинграде, а роль его создателя взял на себя Самуил Маршак. Его сравнивали с солнцем, вокруг которого вращались «планеты» – самые талантливые, одаренные и веселые литераторы. В литературной Солнечной системе Маршака «крутились» Евгений Шварц, Леонид Пантелеев, Даниил Хармс, Корней Чуковский, Виталий Бианки… Вениамин Каверин принес в «Костер» первые главы «Двух капитанов», Николай Заболоцкий сделал адаптированный для детей перевод «Тиля Уленшпигеля». «Весь цвет советской детской литературы публиковался в «Костре», который, в отличие от политически выверенного «Пионера», считался чуть более вольнолюбивым, по меркам того времени – либеральным, – рассказывает Николай Харлампиев. – Для многих советских писателей «Костер» стал своего рода отдушиной, например для Заболоцкого и Зощенко, которые были слишком самостоятельны в своих суждениях и не до конца вписывались в советские рамки. Переводы и детская пресса – вот места, куда можно было «скрыться» от давления советских властей».

Говорит «Костер»!

Главный редактор «Костра» Николай Борисович Харлампиев / Фото: АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ

Главный редактор «Костра» Николай Борисович Харлампиев / Фото: АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ

Когда началась Великая Отечественная война, «Костер» остался единственным детским журналом, который продолжал выходить в осажденном Ленинграде. В редакции тогда осталось всего три человека: технический редактор, курьер и Наталья Владимировна Теребинская, ответственный секретарь и заместитель главного редактора.

«В самые трудные месяцы блокады не было бумаги и электроэнергии, типографии не могли печатать, – рассказывает Николай Харлампиев. – Стали думать, что же делать. Наталья Владимировна сама на саночках везла рукописи на Итальянскую улицу в Дом Радио. Делали устные выпуски «Костра» на радио – тексты в эфире читали артисты, приглашали даже детей. «Внимание! Говорит Ленинград. В эфире выпуск журнала «Костер». Конечно, были проблемы с авторами – почти все ушли на фронт, многие погибли. Наталья Владимировна писала письма, просила коллег откликнуться. Многие присылали письма прямо с передовой. У нас сохранились военные выпуски, они, конечно, специфические – брали интервью у моряков, командиров подлодок, у зенитчиков, у тех, кто гасил «зажигалки». В журнале давались советы, что может сделать подросток во время войны: как укрыться от снаряда, как распознать диверсанта, как сажать картошку и морковку весной. Были карикатуры: «О том, как солдат со свастикой занимался гимнастикой», «Как немецкий генерал поросенка отбирал». Катаев прислал антифашистскую сказку о Маше и Мите».

Сейчас страницы блокадных выпусков журнала стали достоянием истории и выставляются в библиотеках / Фото: АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ

Сейчас страницы блокадных выпусков журнала стали достоянием истории и выставляются в библиотеках / Фото: АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ

После героической страницы в истории журнала «Костер» наступила драматическая: в 1946 году в июльском номере редакция разместила портрет своего постоянного автора Михаила Зощенко с пожеланием творческих успехов, а в августе вышло печально известное постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», после которого начались гонения на Зощенко и Ахматову. «В результате без вынесения каких-то постановлений седьмой номер журнала «Костер» был отправлен под нож, – говорит Николай Харлампиев. – А в начале 1947 года журнал закрыли. Только в 1956 году был возобновлен его выход по инициативе ленинградских писателей».

Как Довлатов чайник разбил

Когда-то «Костер» помог Иосифу Бродскому опубликовать «Балладу о маленьком буксире» / Фото: АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ

Когда-то «Костер» помог Иосифу Бродскому опубликовать «Балладу о маленьком буксире» / Фото: АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ

…За стеклом шкафа в кабинете главного редактора «Костра» помимо почетных грамот, призов, кубков стоит и фарфоровый чайник. Этот чайник – тоже реликвия, как и диван Маршака. «В 70-е годы, когда «Костер» выходил миллионным тиражом по всему Советскому Союзу, сотрудник «Костра» Лев Лосев привел в журнал своего друга ­Иоси­фа Бродского, – рассказывает Николай Харлампиев. – У того тогда были трудные времена, «Костер» ему помогал, публиковал его детские стихи и переводы, отправлял в творческие командировки. В 1962 году впервые опубликовал «Балладу о маленьком буксире». А чайник, который мы бережно храним до сих пор, купил в редакцию Сергей Довлатов. Он одно время тоже работал в «Костре», о чем даже есть целая глава в его повести «Ремесло». Правда, в «Ремесле» он ни о ком ничего хорошего не написал, хотя подметил много смешного. История появления чайника такова: Довлатов стал заваривать себе чай и разбил чайник. Писатель, будучи джентльменом, купил в редакцию новый чайник, из которого мы пьем чай уже более тридцати лет».

Поздние советские годы были расцветом «Костра». Под его эгидой проводились всесоюзные семинары для молодых детских писателей. Олимпийский чемпион по прыжкам в высоту Юрий Тармак вел клуб «Кузнечик», на страницах журнала давал советы юным спортсменам, а потом они съезжались в Ленинград и тренировались в зимнем манеже… Школьники со всей страны и даже из-за рубежа участвовали в операции «Чудо-дерево» – читатели «Костра» обменивались семенами реликтовых растений по почте. Курировал эту операцию Ботанический институт, в редакции был целый фонд семян. Ботаники переписывались с детьми, консультировали, что и где может вырасти, а что нет. Семена из Армении шли в Ленинград, из Ленинграда – во Владивосток, Болгарию, Германию.

Борьба за выживание

За 75 лет существования «Костер» переживал и взлеты, и падения. Но одно оставалось неизменным – журнал всегда собирал вокруг себя талантливых людей / Фото: АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ

За 75 лет существования «Костер» переживал и взлеты, и падения. Но одно оставалось неизменным – журнал всегда собирал вокруг себя талантливых людей / Фото: АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ

Хорошая жизнь закончилась с распадом Советского Союза. Тираж журнала стал падать с головокружительной скоростью.

«Когда мы оформляли «развод» с нашими учредителями – ЦК ВЛКСМ, то оказалось, что мы были неплохой статьей дохода для комсомольской организации, – рассказывает Николай Харлампиев. – Журнал стоил всего 30 копеек, но ведь наш тираж – 1 миллион 350 тысяч экземпляров! Однако появились новые границы, каждый год отрезавшие нам сотни тысяч подписчиков – Казахстан, Прибал­тика, Молдавия… Это были ужасные годы. Одни детские издания закрывались буквально на глазах. Другие менялись не в лучшую сторону. Модно стало писать про «опасный возраст», про ранние связи, про боевые искусства. Мы сразу решили, что не будем себе изменять – по-прежнему останемся приверженцами традиционных ценностей, хорошей литературы, бережного отношения к психике ребенка. Мы пытались защитить наших читателей от потребительства, цинизма, невежества – всего того, что буквально хлынуло в Россию в 90-е годы. Как мы выжили? Исключительно с божьей помощью. Мы сдваивали номера, мы обращались к читателям с просьбой понять нас, потому что подписка есть – а денег нет. С типографией надо было договариваться, плохая бумага, изнурительная и унизительная ежедневная борьба за выживание. Наше счастье – это наши читатели. И, конечно, наши авторы, святые люди, которые не разбежались, хотя мы не могли им выплачивать гонорары. Наоборот, сплотились, не бросили «Костер». Тогда было время, когда государству не только детские журналы – сами дети были не нужны. Родители тоже были в такой ситуации: ребенок сыт, одет, обут, а вот думать, что он там читает и читает ли вообще – сил уже нет. Довольно много лет мы еле держались на плаву, рискуя закрыться. В начале 2000-х годов мы поняли, что в одиночку нам не выжить, и объединились в Ассоциацию детской прессы с теми петербургскими изданиями, которые еще продолжали барахтаться, как и мы, – «Пять углов», «Автобус», «Чиж и Ёж», «Я Леонардо», «На стороне подростка» и другими. Это сильно нам помогло – о нас вспомнили, наш объединенный голос услышали власти. Мы подавали заявки и выигрывали гранты, появилась возможность давать иногда социальную рекламу, чтобы напомнить о себе людям. В прошлом месяце по городу висели плакаты нашей ассоциации со слоганом: «Чтение – классное увлечение». Это принесло свои плоды – про нас узнали, а кто-то вспомнил журнал своего детства. Что удивительно – в редакцию частенько приходят мигранты из Узбекистана или Азербайджана и покупают журнал для своих детей».

Журнал – тропинка к книжке

На столах сотрудников до сих пор стоят пишущие машинки, но теперь только для красоты / Фото: АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ

На столах сотрудников до сих пор стоят пишущие машинки, но теперь только для красоты / Фото: АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ

Объединение в ассоциацию дало шанс журналам появиться на прилавках газетных киосков. Но радость была недолгой – многим изданиям быстро пришлось оттуда уйти. «Наши журналы с точки зрения коммерции не очень выгодны продавцам, – объясняет Николай Харлампиев. – Гораздо бойчее покупаются яркие развлекательные «Барби», «Трансформеры» с подарочками внутри. Поэтому наши издания на прилавки не выкладываются, соответственно, их никто не покупает. Сейчас наш тираж – 4 тысячи экземпляров, в основном «Костер» распространяется по подписке. Иногда на книжной ярмарке подходят к нашему стенду родители с детьми, листают журналы, спрашивают, где его можно купить. И непонимающе смотрят на нас при слове «подписка». Это утраченное для многих понятие – можно купить в киоске, можно скачать из Сети, но подписаться по почте?! У нас есть одна замечательная мама: она покупает журнал, кладет его в конверт, надписывает адрес и фамилию своего сына и бросает в почтовый ящик. А потом просит сына проверить почту. Когда он достает из ящика толстый конверт, адресованный лично ему, он вырастает в собственных глазах, осознает свою значимость: «Мой журнал пришел!» Это тоже важно».

В «Костре», как и прежде, публикуются сами школьники, для многих из них собственная фамилия в печатном издании – это строчка в будущем портфолио, которое дети начинают собирать уже в средней школе, предмет гордости и признания. «Очень популярен конкурс «Соавторы», где дети продолжают фразу или дописывают рассказ какого-нибудь классика – от Достоевского до Успенского», – говорит Николай Харлампиев.

Николай Харлампиев: «Мамы говорят нам, что не боятся оставить своего ребенка наедине с «Костром» / Фото: АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ

Николай Харлампиев: «Мамы говорят нам, что не боятся оставить своего ребенка наедине с «Костром» / Фото: АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ

За прошедшие годы редактор «Костра» не раз слышал упреки и в свой адрес, и в адрес журнала – мол, вы не хотите меняться, подстраиваться под современных школьников, выходить в Интернет, в социальные сети, от журнала давно пахнет нафталином. И в своем «плачевном» состоянии виноват прежде всего сам журнал. «Я согласен, сейчас очень многое зависит от нас самих, – говорит главный редактор «Костра». – Государственная поддержка есть, но никто ее нам не «навязывает». Конечно, мы хотели бы, чтобы к нам пришли и сказали: «Спасибо вам, что сохранили журнал, теперь мы будем вам помогать». Но этого не бывает. Мы придумываем разные проекты, подаем заявки на гранты, на социальную рекламу. Успех зависит от настойчивости и деловой хватки каждой конкретной редакции. Я, например, дилетант в этом вопросе, мне не хватает наглости. Да, мы не идем на поводу у моды. Но за последние несколько лет произошел ренессанс детской литературы, появилось очень много молодых 30-летних авторов, пишущих про своих детей. Пишут талантливо и современно!

У нас есть сайт в Интернете, в планах – развитие в соцсетях. Но мы не ставим перед собой задачу оглушить ребенка обилием информации. Наша задача – быть союзником, давать ощущение значимости. Мы не можем состязаться с Интернетом в оперативности и интерактивности. Но наше преимущество – спокойный разговор с человеческими интонациями. Сейчас любят говорить про клиповое сознание и про то, что ребенок не может долго удерживать внимание на чем-то одном. Книга своим объемом может отпугнуть. А в журнале несколько глав, есть рубрики, есть стихи, он соразмерен ребенку, это такая тропинка к книжке. Журнал – не очень обременительное занятие, но если ты начал читать, вчитался, погрузился, то ты уже почувствовал этот вкус, эту магию чтения, которую ничто не заменит. Ведь личность формируется благодаря внутренней работе. Поэтому в детстве чрезвычайно важно насыщать ум и сердце переживаниями и мыслями на самые разные темы. Важно, чтобы рядом был вот такой собеседник, проверенный временем, следующий заветам и традициям, заложенным замечательными детскими писателями, с бережным, внимательным и ответственным отношением к ребенку. В нашем читателе мы видим будущего взрослого».

Газета РБ: А что вы читали в детстве? Какую периодику?

Также читайте

Нашли время
  • 20 Мая в 17:00
  • 77 комментариев
Избыточное рвение
  • 17 Января в 15:37
  • 54 комментария
Герой, да не наш
  • 25 Ноября в 13:06
  • 172 комментария
Ямы и менты
Автор: Станислав Белобородов
Источник: МК в Бурятии
  • 11 Июня в 15:59
  • 60 комментариев
Фейковое уважение
  • 19 Марта в 14:30
  • 35 комментариев