↑ Наверх

Цементный трафик

Автор: Артем Самсонов
Источник: Номер один
  • 16 Февраля 2021 г. в 15:42
  • 2 комментария
  • 738 просмотров
Пытаются проложить через Забайкалье китайские компании



Фото: pixabay.com

Забайкальский край хочет добиться кардинального изменения правил игры на общероссийском рынке цемента, чтобы построить у себя одно новое предприятие - цементный завод. Краевой бизнес-омбудсмен Виктория Бессонова обратилась к своему федеральному коллеге Борису Титову с просьбой скорректировать ГОСТ, который служит гарантией надежности одного из основных строительных материалов. Тот, в свою очередь, недолго думая, направил соответствующее предложение главе Минпромторга РФ Денису Мантурову.

Идея фикс

Чем же «провинился» существующий ГОСТ перед забайкальцами? Оказывается тем, что он требует, что все этапы производства цемента должны осуществляться одним юридическим лицом, несущим полную ответственность за качество продукции. Именно это требование стало препятствием для строительства в Краснокаменске цементного завода, который, по замыслу авторов проекта, должен выпускать цемент из китайского полуфабриката - клинкера.

К особенностям производства и рынка цемента мы еще вернемся. А пока  совершим экскурс в историю, чтобы понять, почему строительство цементного завода стало идеей фикс для Забайкалья. Почти такой же, как перспектива покупки «своего свечного заводика» для отца Федора и его матушки-попадьи из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова.    

Замороженная стройка

Дело в том, что у наших соседей есть Усть-Борзинское месторождение известняка - сырья для производства цемента. Его открыли еще в советскую эпоху, и тогда же, в 80-е годы 20 века, началось строительство Забайкальского цементного завода. Логика плановой экономики была простая: раз есть месторождение - надо его осваивать. Но распад СССР и последующие потрясения вынудили заморозить стройку.

Попытка реанимировать проект в «лихие» 90-е годы вполне предсказуемо потерпела полный крах. Не было не только инвестиций, но и рынка сбыта. Нигде ничего не строилось, и спрос на цемент обеспечивали, пожалуй, лишь неутомимые дачники и частные домохозяйства. Созданное на площадке бывшей советской стройки АООТ «Усть-Борзинский цементный завод» тихо почило в бозе.

Но сама тема уже крепко засела в умах забайкальцев наперекор новым экономическим реалиям. Призрак «перспективного производства» возникал то в предвыборных программах, то в дежурных стратегиях развития, то в публикациях СМИ.

Раз проект, два проект...

В 2012 - 2013 годах ООО «Забайкальский цемент» анонсировало в соцсетях и прессе амбициозный проект строительства в Усть-Борзе цементного завода мощностью 1,3 млн тонн ежегодно и стоимостью свыше 400 млн долларов, включая вложения в инфраструктуру. В качестве инвестора проекта  представили китайскую компанию Sinoma International Engineering Co., Ltd. Именно тогда впервые проявился интерес китайского бизнеса к созданию цементного производства в Забайкалье. Впрочем, в одном из сообщений прозвучало, что большую часть средств китайские инвесторы собирались занять у российских банков. Прошли даже встречи с банкирами и совещание в краевом правительстве. На чем дело и встало...

В 2015 году холдинг «Атомредметзолото», горнорудный дивизион госкорпорации «Росатом», озвучил планы строительства цементного завода в «урановой столице» Забайкалья Краснокаменске. Предполагалось, что сырьевой базой нового производства станут Усть-Борзинское месторождение известняка и угольный разрез «Уртуйский», принадлежащие структуре «Росатома» - ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (ОАО «ППГХО»). При выходе на проектную мощность завод должен был выпускать свыше 430 тыс. тонн цемента в год. Производство планировалось осуществлять «сухим способом», менее энергоемким и затратным. Стоимость проекта оценивалась в 4,5 млрд рублей.

Казалось бы, мечта забайкальцев о свечном, простите, цементном «заводике» вот-вот осуществится. Однако инициаторы очередного проекта предложили весьма неоднозначную схему его финансирования: 150 млн рублей вложит госкорпорация «Росатом», 2,9 млрд рублей планировалось получить в виде инвестиционного кредита от китайского Exlm банка под гарантии правительства Забайкальского края. Кроме того, велись переговоры о финансировании с госкорпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (ныне - ВЭБ.РФ).

Не надо быть экономистом, чтобы заметить: при такой схеме все основные риски принимали на себя краевой бюджет и ВЭБ.РФ. А риски, по мнению экспертов, были очень велики.

Гладко на бумаге

Расстояние между Усть-Борзинским месторождением и Краснокаменском - около 240 километров. Обычно цементные заводы строят на удалении не более 20 километров от основного источника сырья, чтобы транспортные издержки не сделали его «золотым».

Расстояние между Краснокаменском и Читой, основным центром потребления цемента в регионе, - 528 километров. Солидное плечо, затраты на преодоление которого и обратный путь порожняком придется закладывать в цену цемента, снижая его конкурентоспособность. Для сравнения: от Тимлюя, где работает крупный производитель «Тимлюйцемент», до Читы - 652 километра. Разница для железнодорожных перевозок несущественная. Притом что Краснокаменск расположен на боковой ветке с невысокой пропускной способностью, а Тимлюй - прямо на Транссибе.

Возникли вопросы и к обеспеченности будущего производства сырьем. Строительство цементного завода целесообразно, если запасов сырья хватит как минимум на 50 лет. Однако запасы известняка на лицензионном участке ОАО «ППГХО» составляли 7 млн тонн. При мощности 430 тыс. тонн цемента в год их хватило бы от силы лет на десять.

Отраслевых специалистов также настораживала невысокая производственная мощность будущего завода. Давно подсчитано, что при мощности менее 1 млн тонн в год себестоимость цемента резко возрастает. По этой причине, например, не удалось найти инвесторов для строительства цементного завода в одном из регионов ДФО: при мощности 670 тыс. тонн в год цена продаж составила бы 8 тыс. рублей за тонну. В то время как в среднем по России цены производителей цемента были на уровне 3,6 тыс. рублей за тонну.

Учитывая все перечисленные факторы, некоторые источники даже высказывали версию, что цементный завод в Краснокаменске изначально затевался как капиталоемкий проект, чтобы определенные бизнес-структуры могли «срубить» побольше деньжат на его проектировании, строительстве, поставках оборудования (в последнем случае называлась китайская корпорация SNBM - ведущий производитель цементных линий). А дальше  хоть простой, хоть банкротство...

Так или иначе, но инвестировать в такой проект или выдавать под него бюджетные гарантии никто, разумеется, не решился. И цементный завод в Забайкалье вновь остался призраком. Но ненадолго...

Полная версия: https://gazeta-n1.ru/archive/2021/5/95382/

Также читайте

В Улан-Удэ зрители сорвали вечер памяти в оперном театре
Источник: МК в Бурятии
  • 11 Мая в 00:00
  • 2 комментария
11 мая – Родительский день: что категорически нельзя делать
Источник: МК в Бурятии
  • 11 Мая в 00:00
  • 1 комментарий
«Лысеющая» Бурятия
Автор: Лариса Ситник
Источник: Номер один
  • 11 Мая в 00:00
  • 1 комментарий
Зачем монголы 9 мая маршировали на площади Советов в Улан-Удэ
Автор: ТАТЬЯНА НИКИТИНА
Источник: Новая Бурятия
  • 11 Мая в 00:00
  • 11 комментариев
Дарима Линховоин: «У меня после концерта выросли крылья»
Автор: АРЮНА ПАШИНЮК
Источник: МК в Бурятии
  • 6 Мая в 00:00
  • 22 комментария
16.02.2021 16:59
Гость
Цементный завод в урановой столице Краснокаменске это преступление. Это надо запретить! Фонящий цемент будут продавать везде и он будет радиоактивным. Представтеивы покупаете квартиру в новостройке, а там стены из радиоактивного бетона. Вот радость то. Или детский сад построят из такого фонящего бетона.
Цитировать
16.02.2021 17:02
Гость
Китайцы в деле уничтожения российского народа очень изобретательны. Мало того что одежду и детские игрушки канцерогенные продают нам, так решили теперь радиоактивный цемент производить!
Цитировать