↑ Наверх

Кровь, пот и слёзы Унэгэтэя

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ
Источник: Буряад Үнэн
  • 7 Июня 2021 г. в 00:00
  • 29 комментариев
  • 1543 просмотра
Село находится в Заиграевском районе, и если ехать по Хоринской трассе, то лежит сразу за Ацагатом и Первомаевкой в 73 километрах от Улан-Удэ


Фото: с сайта https://burunen.ru

Вышла в свет книга об Унэгэтэе, уникальнейшем селе Бурятии. Её автор Надежда Вахрушева (Романова), а её многолетний труд - это «Унэгэтэй. Жизнь и судьба».

Село находится в Заиграевском районе, и если ехать по Хоринской трассе, то лежит сразу за Ацагатом и Первомаевкой в 73 километрах от Улан-Удэ. Его длинные улицы плотно застроены крепкими старинными домами. Оно чётко делится на два края: карымский и семейский. Других подобных сёл в республике нет, только в соседнем Хоринском есть Хасурта, где также вместе живут семейские и карымы. Для тех, кто не знает наших забайкальских реалий, семейскими в Бурятии зовут старообрядцев, а карымы - это потомки православных русско-бурятских метисов. Вместе с потомками русских казаков и старожильческого населения они составляют различные субэтносы сибиряков.

От бурят к русским

Это был многовековой и трудный процесс перехода бурят в состав русского народа с коренной ломкой традиций и обычаев. На этом пути им пришлось отказаться от кочевого образа жизни и заняться хлебопашеством, принять православие, жениться и выходить замуж за русских. Были и такие случаи, когда из шаманизма переходили в буддизм, из него в православие, далее в старообрядчество, а затем и в советский атеизм. В Унэгэтэе карымам пришлось конкурировать за лучшие пашни, сенокосы и воду с вновь прибывшими семейскими. Затем началась революция, когда брат шёл против брата. Победившая Советская власть стала сносить сословные и религиозные перегородки в ходе коллективизации и раскулачивания. Двум, прежде разделённым общинам нужно было уживаться и вместе трудиться в одном колхозе. Но началась война, а за ней послевоенная разруха. Новый расцвет села наступил в эпоху развитого социализма, однако, за ней снова катастрофа 90- х! Эти коллизии, скрытые и явные, подъёмы и падения, составляют глубинный смысл истории села…

Рождение Унэгэтэя

Село появилось в 1799, ныне ему официально исполнилось 222 года. Хотя раньше находили камни с выбитыми на них на русском языке надписями и датами с середины 1600-х годов. Долина реки Курба богата зверем и птицей, река - рыбой. Земли пригодны для хлебопашества и сенокошения, для полива достаточно воды. Первыми жителями «Уныгытея» (Местность, богатая лисами) стали крещёные буряты. В Хоринской Степной Думе они образовали особое родовое управление – Курбинское отдельное общество.

При крещении получали новые, русские имена и фамилии, а также денежное вознаграждение и земельные наделы. Вместе с ними в Унэгэтэе поселились и русские, в том числе и ссыльные поселенцы, по разным причинам оказавшиеся в Забайкалье. С середины XVIII века переселенцы из центральной России получали от государства надел земли, «подъёмную» помощь в виде семенного зерна и право на проживание в селении.

К началу XIX века Унэгэтэй имел статус инородческого села. В нем проживали православные крестьяне, потомки смешанных браков русских с бурятами - карымы и причисленные к ним разного рода пришлые люди вольнопоселенцы. Среди предков унэгэтэйских карымов были и казаки. Вильмовы, Мурзины, Соболевы значатся казацкими фамилиями. При крещении инородцев казаки были крёстными и давали свои имена и фамилии, что увеличивало число однофамильцев, не связанных кровным родством. В состав унэгэтэйцев вошли и беглые каторжане, женившиеся на бурятках. В свою очередь, буряты женились на казачках, крестьянках и каторжанках. Из этого винегрета появились карымы (хариин на бурятском – чужой, то есть отделившийся). Внешне чернявые, «брацковатые» на лицо, с заметными бурятскими чертами и смуглой кожей.

Карымский колорит

Карымы долго не забывали бурятский язык, пользовались им в быту и заимствовали из него: балиште – хватит, достаточно; харинчик – жаль, сожаление; зее менде – согласие; иман – козёл; бурун – бычок, бык; ергень – ягнёнок; ланчак – годовалый жеребец; хама угы – бестолковый, нет ума; ир наша –иди сюда и т. п. А кроме того, у них были свои диалектные слова: заплот - забор; зимовьё – тепляк, домишко; варнак – хулиган; самовольный (ребёнок). Характерные сокращения слов: капат – копает, делат, стират, убират. Многие слова говорили с окончанием ти: девти, у матти, у батьти; Миштины, Вантины…. Вместе с протяжной манерой говорить они делали речь карымов особенно колоритной. Например: «Отт… дева беда-а!» или «Но дева беда-а!» Этими фразами выражалось великое множество эмоций - возмущение, сожаление и т.п.

Карымская кухня также сохранила свои бурятские корни. Пища жирная, много мяса, еду поджаривали на сале. На завтрак свежие, горячие лепёшки и поджаренное с луком свиное сало с мясной прослоечкой, да густой свежезаваренный чай с молоком. Растительное (постное) масло не все карымы употребляли в пищу. Пирожки в Унэгэтэе делятся на капустные – карымские; морковные – семейские.

В карымском краю села Унэгэтэй во все времена жили мастера ремесленники - знатные столяры и кузнецы, кожевенных дел мастера, которые занимались выделкой кож и овчин, шили из них одежду и обувь, конную упряжь. За деревней вверх по реке находится месторождение известняка, на котором издавна трудились работники, выжигали известь. Чуть ближе к селу есть место, где брали глину для печек, со временем, там же стали делать и выжигать кирпич.

Приход семейских

В 1828 г. из Куйтуна Тарбагатайской волости прибыли большими кланами семейские. Новопоселенцы привезли в село дух делового соперничества, который сотворил большие перемены. Карымы также стали больше сеять хлеба, строить большие пятистенные дома – связи, вместо старых маленьких домиков. Однако заселение старообрядцев сопровождалось многочисленными стычками между карымами и семейскими из-за земли.

Ситуацию усугубляла религия. Карымы крепко держались православной веры и не уходили в раскол. Семейские же ревностно оберегали свою древлеправославную веру. Общины по-разному относились ко многим вещам. Что было для карымов нормой, для семейских находилось под строгим запретом. Старообрядческая вера была гораздо жёстче, чем православие, и не давала большой свободы. Однако именно в этом соперничестве выкристаллизовалась особенная карымская идентичность половины унэгэтэйцев. Другие потомки крещёных бурят в республике называют себя уже русскими, а не карымами. Хотя ещё до войны большая часть населения Хоринска называла себя карымами, ясашными и крещёными бурятами. Между тем, культура и история карымов Унэгэтэя могли бы быть интересными для туристов, так же интересны, как бурятский Ацагат и семейский Тарбагатай.

Слово и дело краеведа

Надежда Валентиновна работает в сельской библиотеке и написала эту книгу как краевед. В ней собраны очерки, описания событий, рассказы представителей разных поколений Унэгэтэя. Много поработала автор в архивах: «Не стану отрицать, что сознательно не касалась многих острых моментов и трагических фактов из жизни села, чтобы не оскорбить чувства родственников, но и не приукрашивала, и не лукавила перед читателем в том, о чём писала». «Унэгэтэй. Жизнь и судьба» - это пронзительная по искренности история одного села. Надежда Валентиновна совершила подвиг, собрав воедино исповеди своих односельчан. Тех, кто еще помнит, через что пришлось пройти унэгэтэйцам. Иных свидетелей уже нет. И вряд ли кому-либо другому они могли так откровенно рассказать о былом.

В деревне все всё про всех знают. У кого какие скелеты припрятаны в амбаре. И надо обладать мужеством и смелостью, чтобы показать жизнь такой, какая она есть. Не боясь осуждения и толков. Но земляки проявили мудрость и высоко оценивают труд Надежды Вахрушевой. Книга идёт нарасхват. С её выходом село обрело свою официально задокументированную историю. Унэгэтэйцам нужно было осмыслить пройденный путь, чтобы смело смотреть в будущее.  

Также читайте

Власти Бурятии отменили «Голос Кочевников», но не отказались от форума лидеров «Опоры России»
Автор: МАРК ГОЛЬДШТЕЙН
Источник: МК в Бурятии
  • 19 Июня в 00:00
  • 1 комментарий
Минус Загза: чего еще не найдут туристы на Байкале этим летом
Автор: Андрей Норбоев
Источник: Новая Бурятия
  • 18 Июня в 00:00
  • 15 комментариев
В Бурятии за «оранжевую» катастрофу никто не ответил
Автор: Станислав Сергеев
Источник: Номер Один
  • 18 Июня в 00:00
  • 1 комментарий
На «Буряад ТВ» стартовал авторский проект Сергея Бальжанова «АСА»
Автор: Андрей Мухраев
Источник: Новая Бурятия
  • 17 Июня в 00:00
  • 9 комментариев
Страдающего два года икотой жителя Улан-Удэ взял на поруки министр здравоохранения России
Автор: Роксана Родионова
Источник: МК в Бурятии
  • 17 Июня в 00:00
  • 3 комментария
07.06.2021 15:29
Гость
Что за щляпа?
Цитировать
07.06.2021 19:46
Гость
Про консервный завод то что не написано, загнется однако скоро предприятие.
Цитировать
07.06.2021 20:00
Гость
они там в тупике родственники между собой переженились и поэтому там дурачков много-факт
Цитировать
08.06.2021 02:38
Гость
Жамбалян карым или семейский?
Цитировать
08.06.2021 02:39
Гость
Многа написана, читат неахота
Цитировать
08.06.2021 02:43
Гость
Автор тот самый махачкеев которому пыня его любимчик руку пожал? Отрубил себе руку то зашкваренную?
Цитировать
08.06.2021 02:44
Гость
Пускай в Рязань валят, только чтоб по дороге друг друга не сожрали
Цитировать
08.06.2021 08:18
Гость
Комментарий скрыт
08.06.2021 08:49
Гость
Гость: Пускай в Рязань валят, только чтоб по дороге друг друга не сожрали
+++
Цитировать
08.06.2021 08:54
Гость
Комментарий скрыт
08.06.2021 09:11
Гость
Что за чушь в комментариях?
Цитировать
08.06.2021 09:40
Гость
Я смотрю у некоторых комментаторов ума совсем нет. Особенно кто и как переженился и там много дурачков вы наверное по себе судите или что, если факт то предоставьте его, а не сотрясайте воздух и особенно коментарий "пусть валят в Рязань" может это вам свалить надо бред несете, каждый человек имеет право жить где он захотел, а вашего мнение куда сваливать учитывать будут в последнюю очередь
Цитировать
08.06.2021 13:38
Гость
Гость: Я смотрю у некоторых комментаторов ума совсем нет. Особенно кто и как переженился и там много дурачков вы наверное по себе судите или что, если факт то предоставьте его, а не сотрясайте воздух и особенно коментарий "пусть валят в Рязань" может это вам свалить надо бред несете, каждый человек имеет право жить где он захотел, а вашего мнение куда сваливать учитывать будут в последнюю очередь
Так они тоже отправляют местных в степь баран пасти, ответoчка такая, или ты предпочитаешь своими куриными мозгами одним молчать, а другим всех оскорблять?
Цитировать
08.06.2021 14:50
Гость
Школа добротная там, видимо консервный завод сказался. И магазинов на село очень много не в каждом селе их столько. Видимо богато живут.
Цитировать
08.06.2021 16:27
Гость
Комментарий скрыт
08.06.2021 16:56
Гость
Хрень сморозил и хохочет придурок. Из конопли, из покон веков, веревки плели, полотно ткали. Да и табак курить, семейские, недавно стали. Табу было. Не позорься, вернись в улус.
Цитировать
08.06.2021 17:03
Гость
Комментарий скрыт
08.06.2021 17:21
Гость
Зато сейчас зайди в любой рабочий коллектив Бурятии -выходцы из семейских сел в открытую гашишное масло выпаривают на растворителе.Так называемая ХИМКА.
Цитировать
08.06.2021 22:08
Гость
Гость: Школа добротная там, видимо консервный завод сказался. И магазинов на село очень много не в каждом селе их столько. Видимо богато живут.
друг другу продают
Цитировать
09.06.2021 07:57
Гость
где купить книжку можно?
Цитировать
09.06.2021 08:02
Гость
Сможет ли айдаев из завода консервного сделать крупное по сибирским меркам предприятие или привык бюджеиные бабки использовать как чиновник. Очень интересно посмотреть чиновник vs бизнесмен. Пока все херится однако. Без бюджктных денежек ничего не идет однако.
Цитировать
09.06.2021 09:26
Гость
Твари,заселяли лучшие земли,мародерствуя и уничтожая местных.Роман Семейщина.
Цитировать
09.06.2021 09:29
Гость
Курят анашу уже в 3-м поколении.Уже генетические изменения в психике и образе жизни.Посмотрите на их обкуренные безумные рожи и Ауешную речь.Отсюда маньяки,педофилы и т.д.
Цитировать
09.06.2021 10:01
Гость
Ты, это про Ульдургу, да?
Цитировать
09.06.2021 12:05
Гость
Ульдурга и им подобные-научились от этих тварей в школе,интернате,армии и т.д.
Цитировать
09.06.2021 13:02
Гость
Говорю же, из своего только, как бы вину свою на кого-нибудь скинуть. А так ни истории, ни языка, ни понятий.
Цитировать
09.06.2021 13:20
Гость
Да да,согласен!Где семесюхи-там срач,стукачество,клевета,оговор,ругань!
Цитировать
10.06.2021 07:54
Гость
Гость: Курят анашу уже в 3-м поколении.Уже генетические изменения в психике и образе жизни.Посмотрите на их обкуренные безумные рожи и Ауешную речь.Отсюда маньяки,педофилы и т.д.
хорошее здоровье.
Цитировать
16.06.2021 07:01
Гость
Китай, туда уже с курсом рубля и стоимостью рабсилы выгодно продавать салаты и борщи. Сумеет ли айдаев показать себя хозяйственником без бюджета?
Цитировать

Добавить комментарий

Имя
Гость (вход )
Ctrl+Enter