↑ Наверх

Почему дрова в Улан-Удэ стремительно дорожают?

Автор: Антон Алексеев
Источник: Информ Полис
  • 1 Октября 2021 г. в 00:00
  • 34 комментария
  • 1591 просмотр
На главный вопрос этой осени пытался найти ответ журналист «Информ Полиса»


Фото: архив infpol.ru

Цены на дрова - одна из главных проблем нашего города. Каждый год, с наступлением холодов люди обсуждают этот больной вопрос и считают, что с них необоснованно сдирают деньги. У продавцов на этот счет своя правда - всё подорожало, соответственно, дрова тоже. Но есть ли выход из этой ситуации? 

«Придётся кредит на дрова брать»

Ещё летом небольшой грузовичок-двухтонник сухих дров, гружённый в шесть рядов с горкой посредине, можно было купить примерно за восемь тысяч рублей. За машину с «наращенными» бортами продавцы древесного топлива брали на две-три тысячи больше. 

Парадокс с ценами на дрова, как обычно, случился с наступлением холодов. Чем сильнее морозы, тем дороже дрова. Чтобы купить машину дров сегодня, уже необязательно ехать на «пятачок» в пригороде, где в ряд стоят груженные чурками грузовики на любой вкус и размер, достаточно просто вступить в вайбер-чат «Дрова 03», «Дрова Улан-Удэ» и ещё много тому подобных. 

Именно в одной из таких групп в середине сентября горожан удивило объявление от продавца дров, предлагающего девять рядов чурок, высоко нагруженных в грузовик-трёхтонник, за 40 тысяч рублей. А те объёмы дров, которые ещё в августе предлагались за восемь-девять тысяч, сегодня продают за двенадцать-четырнадцать. 

Разумеется, такая надбавка под силу не каждому владельцу частного дома. 

- С моей пенсией в восемь тысяч грузовик дров за 12 тысяч - это, конечно, очень дорого. Сколько там кубов? Кубов пять от силы, наверное. Этого хватит на два месяца. С такими ценами у меня на дрова до наступления тепла уйдёт тысяч 40. За семь-восемь тысяч купить грузовичок дров было бы нормально, - говорит пенсионерка Валентина Ивановна, жительница посёлка Вахмистрово. 

Цены на дрова

 

Маленький грузовик (4–5 м ³)

Большой грузовик (8–10 м ³)

2017 год

6–7 тыс. руб.

12 тыс. руб.

2018 год

7–8 тыс. руб.

13–14 тыс. руб.

Январь 2021 года

9–10 тыс. руб.

16–18 тыс. руб.

Сентябрь 2021 года

от 12 тыс. руб.

20 тыс. руб.

Другой горожанин считает, что продавцам необходимо регулирование «сверху», иначе скоро придется брать кредиты на твердое топливо. 

- Никакого контроля за ними нет! Ни за ценами, ни за продавцами! Их, конечно, понять тоже можно: всё подорожало - и солярка, и запчасти. Но ведь должна же в таком случае быть какая-то поддержка от государства, так ведь? А получается, что крайними сделали нас - простых жителей. Страдаем-то мы, - рассуждает житель Левого берега Андрей Викторович. - Вот сейчас купил «газик» дров. Он стоит 20 тысяч. Где мне, пенсионеру, разом взять такую сумму? Ладно, у мужика этого каждый год дрова беру много лет, он меня знает. Сказал, за два раза отдашь. А так бы что я делал? Ну, купил бы маленький грузовик, отдал бы 12 тысяч - и что? У меня баня, тепляк, где корм свиньям варю, гараж сейчас протапливать надо. Мне на месяц бы хватило этих дров. «Газика»-то точно до Нового года не хватит. Вот год-два назад я шутил, что скоро придётся кредит на дрова брать, а сейчас, знаете ли, это уже не смешная шутка. 

Однако не все владельцы печного отопления настроены столь негативно к продавцам, поднимающим цены на древесное топливо. 

- Я беру дрова у знакомого - он продаёт нам КамАЗ дров за 20 тысяч. Это цена со скидкой, на деле КамАЗ стоит от 25 тысяч. Для меня это дорого, но я считаю, что это оправданная цена для тех людей, кто грузит дрова на совесть, не оставляет в кузове между дровами большие дырки, плотно загружает, - поделился мнением житель Нурселения Зоригто. 

«Труд должен быть оправдан»

Мнения владельцев грузовиков, занимающихся заготовкой и продажей дров, не меняются. Из года в год они повышают цену, объясняя это всё теми же причинами: самим за всё приходится платить, всё вокруг подорожало, соответственно, нет иного выхода, как поднять цену на дрова, чтобы оправдать собственный труд и прочие расходы. 

- КамАЗ дров я продаю за 25 тысяч, примерно десять кубов. Видел объявления, что кто-то цену под 40 тысяч уже ставит. В прошлом году я продавал за 20 «штук» и из них 15 уходило только на расходы - это солярка, которая где-то на два рубля наценилась, зарплата работникам, плата арендаторам, у которых я брёвна беру. И вожу я дрова за 140 километров из Заиграевского района. Там ещё хорошие дрова попробуй найди. В основном на них идут остатки брёвен на делянах. С каждой поездки по лесным дорогам я две тысячи вкладываю в машину - подшипники поменять, что-то ещё. Сейчас тахограф обязали в машину установить, в 40 тысяч обошлось это дело, - рассказывает продавец дров Александр. - Есть у меня и «уазик», в него пять-шесть кубов входит, продаю за семь тысяч. Думаю, что надо цену поднимать до девяти. По такой дороге бензина много уходит, запчасти часто требуются, цепи на пилу, пила своих вложений требует. Плюс работа нелёгкая - брёвна надо с горы стащить, чурки тяжёлые загрузить. Считаю, что этот труд должен быть денежно оправдан. 

Александр отметил, что высокую цену за дрова выставляют в основном легальные продавцы, которым всё достаётся трудно: и дорога, и договор с хозяевами деляны. Дёшево же, с его слов, могут продавать «чёрные лесорубы», валящие лес где-нибудь за городом. 

Цыденов о дровах

Республиканская служба по тарифам в минувшем августе установила предельные цены на дрова. Согласно их расчётам, с 1 июля 2022 года цена в Улан-Удэ составит 1 352 рубля за один куб, в большинстве районов - 1 014 рублей, а в муниципалитетах, приравненных к районам Крайнего Севера, - 1 466,26 рубля. По указанным ценам также определяется и размер субсидии на дрова при наличии соответствующих документов. 

Глава Бурятии Алексей Цыденов, кажется, уже давно в курсе сложившейся в республике ситуации с дровами. Проблемный вопрос о ценах на этот вид топлива подняли жители во время его прямого эфира 16 сентября. Цыденов отметил, что ситуация с дровами в республике и вправду острая. 

- У нас есть определенные объективные трудности: стало меньше лесосеки, она стала дальше. Но дальность лесосеки никак не влияет на то, чтобы в таком объеме росла цена. Она могла немного вырасти в процентах, но не в разы, - сообщил глава республики. - Мы собирались уже, и с лесниками в том числе, здесь больше вопрос к перекупам. Мы договорились, что в городе будут выделены отдельные площадки. Я надеюсь, что буквально на следующей неделе город выделит площадки со свободным доступом. Тут же еще другая ситуация: товарищи, которые занимаются скупкой дров, начали, так скажем, независимых продавцов гонять, не пускают на площадки, отлавливают на подъездах к городу. То есть искусственно создают повышение цены на дрова. И сейчас такая задача - не допустить этого злоупотребления. Здесь, повторюсь, объективной причины такого повышения цен на дрова нет.  Очень серьезный вопрос по дровам, будем им внимательно заниматься, скорректируем цену на дрова. В основном она сейчас спекулятивная, ничего другого, кроме желания заработать. 

«Наладить порядок и не допускать спекуляций»

Больной вопрос затронули и на минувшей сессии Народного Хурала. Проблему озвучил член парламентского комитета по экономической политике, природопользованию и экологии депутат Иннокентий Вахрамеев. Он отметил, что требуется как можно скорее обсудить и принять меры для снижения цен на дрова и уголь. 

- Нам необходимо принять какие-то решения для снижения этой стоимости. Отопительный сезон начался, и людям очень тяжело в финансовом смысле приобретать топливо, - заявил Иннокентий Вахрамеев перед началом сессии. 

О том, какие меры планируется принять, чтобы усмирить рост цен на дрова, депутат рассказал нам в беседе по телефону. 

- Я думаю, что цена сейчас спекулятивная. В нашей «таёжной и лесной» не могут быть такие высокие цены на дрова. Должен быть крупный оператор. У нас много лесозаготовителей, и у меня есть предложение внести поправки в закон об утилизации древесных остатков. Мы с коллегами назначили на 30 сентября рабочее совещание по этому вопросу, - сообщил Иннокентий Вахрамеев. - У меня есть предложение решить вопрос на законодательном уровне. Для лесозаготовителей утилизация остатков невыгодна, а древесные порубочные остатки - это, по сути, дрова, которые остаются после спила дерева. С городом мы тоже обсудили этот вопрос, и мэрия предоставит бесплатные площадки для размещения дров. Но на эти площадки будут пускать только тех, кто продаёт дрова по фиксированной цене. 

Под фиксированной ценой депутат подразумевает себестоимость дров, которая гораздо ниже предлагаемой частниками. По словам Вахрамеева, на данный момент в горлесхозе можно приобрести дрова в пределах 1 100 рублей за кубометр. Но эти дрова - остатки от пропилки противопожарных полос. Если же приобретать топливо у лесозаготовителей из районов, то с учётом транспортных расходов себестоимость дров составит около 2 000 рублей за кубометр. 

- На данный момент цена на рынке превышает 2 000 рублей. После принятия наших решений частные продавцы будут уже подстраиваться под общую цену. 40 тысяч за грузовик дров - чересчур завышенная цена, таких цен на дрова в Бурятии быть не может! У нас республика в принципе богата лесом, просто надо правильно наладить порядок и не допускать спекуляций. Рынок дров стихийный, некоторые сами назначают такую высокую цену. Людям нужно просто переждать и не покупать по такой цене, которая не привязана к себестоимости. Есть обусловленная цена, включающая затраты на перевозку, заготовку и приобретение древесины. Частники просто завышают эту цену с желанием заработать, - добавил Иннокентий Вахрамеев. 

Альтернатива дровам

Стоит отметить, что жители Улан-Удэ пользуются не только дровами. На втором месте в качестве отопления идёт уголь для котла, на третьем - ноу-хау нашего времени - электрокотёл. О том, насколько это выгодно, какие здесь плюсы и минусы, рассказали жители Улан-Удэ и пригорода. 

- Всё зависит от того, какой котёл. У моих знакомых старый котёл, дом 60 «квадратов», и у них уходит девять тонн угля за зиму. У нас дом в два раза больше и за всё время тратим около шести тонн угля. Стоит он от 2 тысяч «с копейками». Есть более дорогой - очищенный - по 11 тысяч рублей за тонну. Он горит долго и хорошо, с большой теплоотдачей. Уголь нам обходится по 4 тысячи за тонну с доставкой, итого за весь сезон уходит примерно 24 тысячи рублей. Уголь в отличие от дров долго горит, ночью не надо вставать подбрасывать, не надо закрывать трубу и утром в доме тепло. С печкой в доме грязь, а тут всё в кочегарке находится: и уголь, и котёл. Минус в том, что возникает опасность, если некому за ним смотреть. А если ещё и свет отключат, то лучше вообще не отходить от него. Когда мы уезжаем куда-то, соседям всегда наказываю, где и что сделать, если свет отключат. А так страшно: если без предупреждения свет выключат, то и взлететь можно, - рассказывает жительница Улан-Удэ Лариса Худякова. 

Вторая альтернатива дровам - электрокотёл. О плюсах и минусах такого вида отопления рассказал житель посёлка Сотниково Денис Романов. 

- У нас дома стоит электрокотёл. Дрова колоть не надо. Домой приехал, кнопочку нажал и у тебя дома через 15 минут уже тепло, до 80 градусов можно нагнать температуру. Конечно, недёшево стоит, чтобы всё оборудовать. Сам электрокотёл около 40 тысяч стоит, самый хороший. Плюс нужно подключить модульное управление через телефон для удобства. На работу поехал, температуру поставил нужную, и он её сам нагнал. Домой приезжаешь - тепло. Соответственно, через котёл можно сделать и тёплые полы в доме. С включенным котлом дом можно хоть на месяц зимой оставить, единственная возможная проблема - внеплановое отключение света. Если ты уехал на сутки, то не страшно, а если на два-три дня зимой, то котёл может «крякнуть». У него есть датчик, передающий на телефон информацию о том, что котёл в критическом состоянии. Такой котёл дорогой, а если брать дешёвый, то есть другие риски. Может перегреться или что-нибудь ещё случится. Важно при установке не экономить на проводке. Самая дешёвая проводка, которая вытягивает только его, но дома при этом включают электроприборы, легко сгорит. Что касается последующих расходов, то в месяц электрокотёл наматывает много, и за свет приходится платить около семи тысяч рублей, из которых шесть - только за котёл. 

Чем выгоднее топить?

(расчёт на 5 месяцев)

 

Необходимое количество

Примерная цена

Дрова

15–16 кубометров

30–40 тыс. руб.

Уголь

9 тонн

36 тыс. руб.

Электрокотёл

-

30 тыс. руб.


Также читайте

Бизнес на пандемии цветет и пахнет
Автор: Дмитрий Родионов
Источник: Номер один
  • 22 Октября в 00:00
  • 34 комментария
«Если мы отдадим последнее, у нас вообще не останется ничего»
Автор: Антон Алексеев
Источник: Информ Полис
  • 21 Октября в 00:00
  • 61 комментарий
Загазованность и смог: в Улан-Удэ наступает сезон «черного неба»
Автор: АРЮНА ПАШИНЮК
Источник: МК в Бурятии
  • 20 Октября в 00:00
  • 1 комментарий
Что принесет Бурятии очередной конкурс глав сельских районов
Источник: Новая Бурятия
  • 19 Октября в 00:00
  • 115 комментариев
«Я шокирован такой поддержкой!»: Улан-удэнцу, ставшему опекуном для своих племянников, перечислили более миллиона
Автор: Валерия Бальжиева
Источник: Информ Полис
  • 17 Октября в 00:00
  • 20 комментариев
01.10.2021 16:52
Гость
Чем дороже дрова,тем чище воздух.
Цитировать
01.10.2021 16:58
Гость
А пеллеты? Накрылись медным тазом?
Цитировать
02.10.2021 00:42
Гость
Может от того,что экспортные цены на древесину выросли? Это как цена на нефть,которая на внутреннем рынке сразу подскакивает) В Европе,например, мебельные фабрики работают сейчас только на заказ,т.е. склады мебельных супермаркетов опустели.А заказ надо ждать пару месяцев.И цены взлетели.
Цитировать
02.10.2021 07:07
Гость
Скоро доллар подорожает ещё.. и будет ещё счастье. В виду удорожания дров в том числе
Цитировать
02.10.2021 12:24
Гость
Будут топить бумажками, в которые превратятся рубли
Цитировать
02.10.2021 14:16
Гость
А тем временем в Китай элэнергию продаем по одному рублю за киловатт, и газ по дешевке с засекреченной ценой.
Цитировать
02.10.2021 17:11
Гость
Китаю не жалко, а вот боярoшным шoвикам жалко
Цитировать
02.10.2021 19:34
Гость
Нужен газ и дешевая электроэнергия. Другого выхода нет.
Цитировать
02.10.2021 21:28
Гость
Необходимо с Иркутским каскадом ГРЭС в единое энергокольцо объединиться, тогда стоимость элэнергии упадет.
Цитировать
02.10.2021 23:47
Гость
Ага примет Иркутскэнерго с распростёртыми ногами.
Цитировать
03.10.2021 12:02
Гость
Гость: Ага примет Иркутскэнерго с распростёртыми ногами.
Интересно сказано! Страшно представить
Цитировать
03.10.2021 12:05
Гость
Если основной водосбор Байкала на территории Бурятии, основной приток Селенга, надо сделать так чтобы Иркутские ГЭС платили за пользование водой. Расчёт делали электричеством.
Цитировать
03.10.2021 12:22
Гость
Гость:
Гость: Ага примет Иркутскэнерго с распростёртыми ногами.
Интересно сказано! Страшно представить
Есть контакт, а мы войдем и выйдем, а потом снова войдем)
Цитировать
03.10.2021 12:38
Гость
За водосбор требовать, а аргументы ещё какие? В виде гжс в Бурятии например. А то монголо- татарское иго получается какое то. Здесь то с Тугнуя и прочих не могут истребовать, а с Иркутскэнерго собрались..
Цитировать
03.10.2021 12:38
Гость
Если они и вправду в США основные акционеры тотнадо в сенате США выступать с темой экологии, местную Грету надоть Тула заслать
Цитировать
03.10.2021 15:48
Гость
Гость: За водосбор требовать, а аргументы ещё какие? В виде гжс в Бурятии например. А то монголо- татарское иго получается какое то. Здесь то с Тугнуя и прочих не могут истребовать, а с Иркутскэнерго собрались..
Ну вот новые депутаты Госдумы пусть эту тему поднимают, живем по разные стороны Байкала, а тариф на электроэнергию в разы больше. Бурятия несет массу расходов по защите Байкала, а сливки снимают другие. Неправильно это и несправедливо. Также Гусиноозерская ГРЭС основную часть элэнергии поставляет Монголии. Уголь у нас добывается и вывозится почти весь. А население Республики по завышенным ценам покупает дрова, уголь, электроэнергию. Учитывая в общем невысокие доходы населения возникают экономические ножницы, следовательно социальная напряжённость. Вот в этом направлении надо депутатам, да и всем работать!
Цитировать
03.10.2021 16:37
Гость
Вы совершенно правы!!
Цитировать
03.10.2021 16:38
Гость
Только кроме Мархаева этим заниматься там никто не будет
Цитировать
03.10.2021 19:39
Гость
Тоже согласен!
Цитировать
03.10.2021 19:42
Гость
Уверен,что Мархаев не будет голосовать за антинародные законы,как Дамдинцурунов,Дамдинов,Будуев,Варфадюломеев с Наговицыным.
Цитировать
03.10.2021 21:14
Гость
Гость: Уверен,что Мархаев не будет голосовать за антинародные законы,как Дамдинцурунов,Дамдинов,Будуев,Варфадюломеев с Наговицыным.
Ну Дамдинцурунов только избрался. Посмотрим как покажет себя.
Цитировать
04.10.2021 04:50
Гость
А куда он на фиг денется,если партия прикажет?
Цитировать
04.10.2021 09:01
Гость
Гость: За водосбор требовать, а аргументы ещё какие? В виде гжс в Бурятии например. А то монголо- татарское иго получается какое то. Здесь то с Тугнуя и прочих не могут истребовать, а с Иркутскэнерго собрались..
А как жители Бурятии рассматривают возможность получение компенсаций за использование наших природных богатств - вода, лес, нефрит, золото,уголь и т.д. - такая практика давно работает в отношении жителей, например Аляски? Есть и примеры других стран? Там в обязательном порядке граждане от 0 до ... лет получают 1 раз в год выплаты не менее 2 тыс.долларов. Депутатам от РБ есть над чем работать.
Цитировать
04.10.2021 09:20
Гость
Они обслуживающий персонал, а не представители народа в Госдуре. С чего это они будут кусать кормящую руку.
Цитировать
05.10.2021 20:42
Гость
Электричество в Бурятии одно из самых дешевых в стране. не плачьтесь. В Краснодаре 5.24р. Квт
Цитировать
06.10.2021 01:31
Гость
Хотят как в Иркутске цену, а молчали когда потапик всех имел ради своей карьеры
Цитировать
06.10.2021 15:30
Гость
Гость: Хотят как в Иркутске цену, а молчали когда потапик всех имел ради своей карьеры
А кто из простого народа знал тогда про эти делишки?
Цитировать
06.10.2021 16:19
Гость
Гость: Электричество в Бурятии одно из самых дешевых в стране. не плачьтесь. В Краснодаре 5.24р. Квт
Так в теплых краях жизнь вообще намного легче и дешевле! Многие знакомые переехали в Крым, Новороссийск, Краснодар, Ейск и живут не нарадуются. Говорят только почему раньше не переехали?
Цитировать
07.10.2021 06:22
Гость
Гость:
Гость: Электричество в Бурятии одно из самых дешевых в стране. не плачьтесь. В Краснодаре 5.24р. Квт
Так в теплых краях жизнь вообще намного легче и дешевле! Многие знакомые переехали в Крым, Новороссийск, Краснодар, Ейск и живут не нарадуются. Говорят только почему раньше не переехали?
Там есть газ, за год на дом в 60 м кв. 5 тыс руб. Отопление, печь. Электроэнергия расход только на освещение.
Цитировать
07.10.2021 06:23
Гость
Гость:
Гость: Электричество в Бурятии одно из самых дешевых в стране. не плачьтесь. В Краснодаре 5.24р. Квт
Так в теплых краях жизнь вообще намного легче и дешевле! Многие знакомые переехали в Крым, Новороссийск, Краснодар, Ейск и живут не нарадуются. Говорят только почему раньше не переехали?
Там нет работы. Переезжают пенсионеры.
Цитировать
07.10.2021 06:26
Гость
Гость:
Гость: Уверен,что Мархаев не будет голосовать за антинародные законы,как Дамдинцурунов,Дамдинов,Будуев,Варфадюломеев с Наговицыным.
Ну Дамдинцурунов только избрался. Посмотрим как покажет себя.
Там за правильное нажатие кнопки 10 т. долларов в конверте.
Цитировать
07.10.2021 12:25
Гость
Гость:
Гость:
Гость: Электричество в Бурятии одно из самых дешевых в стране. не плачьтесь. В Краснодаре 5.24р. Квт
Так в теплых краях жизнь вообще намного легче и дешевле! Многие знакомые переехали в Крым, Новороссийск, Краснодар, Ейск и живут не нарадуются. Говорят только почему раньше не переехали?
Там нет работы. Переезжают пенсионеры.
Знаю семью, которые далеко не пенсионеры, они переехали в Новороссийск. Погрузили в свой японский грузовик вещи и поехали, продали здесь квартиру, там купили дом. Все трудоустроены,дети в школу ходят. В Крым много молодых семей переезжают, в Ростов-на-Дону, в Подмосковье.
Цитировать
08.10.2021 05:36
Гость
Плюсую. Одноклассник, и не один, переехал в Краснодар. Пишет ночью можно спокойно гулять по городу. Ночной город красив. Попробуйте погулять по ночному Улан-удэ.
Цитировать
08.10.2021 14:18
Гость
Мест для заготовки дров в лесу много. Дефицит исскуственый. Кому это выгодно?
Цитировать

Добавить комментарий

Имя
Гость (вход )
Ctrl+Enter