Шоссе длиною в жизнь: Дальнобойщик из Бурятии колесит по свету и ведет видеоблог
Александр Березин пересел с поезда на тягач, открыл для себя новый мир и хочет побывать в Австралии
В каких регионах – лучшие дороги? Почему отечественные грузоперевозки – словно человек, тащащий за собой пакет из торговой сети? И правда ли, что проститутки – неизменные спутницы дальнобойщиков? Ответы на все эти вопросы знает герой нашей новой статьи – 37-летний блогер-дальнобойщик Александр Березин, он же – «Истанкин». Улан-удэнец крутит баранку вот уже 12 лет и охотно поведал о превратностях водительской судьбы корреспонденту «Газеты РБ».
Ник его имеет занятную историю. В не самые лучшие времена мужчина занимался различными доставками на своей машине «Истана», которая распространена в бурятской столице и известна как надежная трудяга. Вот и выбрал себе производный псевдоним по аналогии с грузовым такси «Газелькин» – увидел его в Санкт-Петербурге, когда ездил туда по работе.
– Подумал: «Раз там «Газелькин», значит, у нас будет «Истанкин». Логично? Логично! – смеется Александр и признается. – Ну, а дальнобойщиком я стал совершенно случайно. Окончил с красным дипломом курсы машиниста в Иркутске. С 18 лет был помощником машиниста электровоза в грузовых поездах. А в 20 лет установил рекорд – оказался одним из самых молодых машинистов. На железной дороге, как и любом госпредприятии, существуют свои правила, и есть карьерная лестница, для восхождения по которой требуются долгие годы. Но рано или поздно, несмотря на стабильный доход и уверенность в завтрашнем дне, наступает повседневная рутина. Иногда я задумывался: «Где же мой потолок?». И однажды заинтересовался... предпринимательством.
Молодой человек понимал: занятие – далеко не из дешевых, и, чтобы получить «выхлоп», нужно вложить деньги – немалые причем. Но родился не с серебряной ложкой во рту – стал сиротой довольно рано, остался с младшей сестрой на иждивении, вырос в своеобразном «гетто» на Мясокомбинате – и осознавал масштабы предстоящей работы. Тем не менее, решил: риск – дело благородное, и пошел на него.
В один прекрасный день собрал своих друзей и устроил мозговой штурм на тему «Куда податься и чем заняться?». Приятели получили одобрение на банковский кредит и перебирали разные варианты инвестирования, вплоть до открытия кафе и автомойки. Как-то сидели они в машине около своей штаб-квартиры в районе Виадука и вдруг заметили подъехавшую на разгрузку фуру с очень довольным дальнобойщиком – жизнью в целом и собой в частности. Решение нашлось в ту же минуту.
…Железную дорогу Березин не стал покидать с громким хлопаньем дверьми и сумел сохранить теплые отношения с коллегами (впоследствии они и посоветуют снимать ролики о дальнобое). Саша получил водительскую категорию «Е» для управления транспортными средствами с полуприцепами. Как помнит сейчас, первый рейс был в Поднебесную. «Истанкин» пересек железнодорожные пути в Улан-Удэ на переезде «Почтовый», добрался до Читы, свернул в сторону Забайкальска и направился в Китай. И пошло-поехало – во всех смыслах этого выражения.
Ну, а первая проба пера, точнее, камеры произошла по дороге в Краснодарский край. Александр отправился выполнять заявку в Краснодар и решил совместить полезное с приятным – поменять выхлопную систему грузовика в Геленджике и встретиться с давним другом из Бурятии – участником СВО. А заодно – показать свой путь всем любопытствующим. Рейс получился в четыре страны – прошел по маршруту «Россия – Китай – Беларусь – Монголия». Видео вызвало неподдельный интерес в социальных сетях: интернет-пользователи за чашкой кофе следили за приключениями Истанкина. Так на свет и родился блог дальнобойщика. А обосновался он на двух платформах – Вконтакте и Телеграм.
Герой наш хочет публиковать там не лощеные видео из разряда «попил-поел», а настоящую жизнь и видеть реальных подписчиков, а не накрученных «ботов». И для начала добавляет в друзья только жителей Бурятии. «Если земляки поддержат меня, в успехе не сомневаюсь!», – говорит он. Цель на год – 5000 фолловеров. Когда наберется такое количество, начнутся съемки с более профессиональным подходом.
– Выходит, вы колесите и по другим государствам?
– Да, я – международный перевозчик.
– И как там относятся к российскому дальнобою?
– В целом – положительно. Ведь есть и дисциплина, и опыт, и школа вождения. Нет не всегда есть культура поведения. Например, в Маньчжурии я замечал, что соотечественники могут напиться и обратиться к незнакомому человеку панибратски вроде: «Эй, ты!». А ты сидишь и краснеешь за них.
– На чем вы ездите?
– На седельном американском тягаче марки «Фредлайнер» модели «Центури» с двенадцатым без ЕГРным мотором. Для дальнобойщика это – стандартный автомобиль, золотая середина между ценой и качеством. Взял бы машину подороже, сейчас не говорил бы с вами здесь – обанкротился бы из-за обслуживания давным-давно. Размеры у моего авто внушительные. В свое время даже не смог заехать на нем в европейские страны: на транспортном контроле просто не пустили бы туда из-за габаритов, хотя предлагали работать там шофером-наемником, пока не ввели санкции и не закрыли границы. Но это и не то, чего я хотел на самом деле.
– А что перевозите?
– Все – от еды до башенных кранов. Вообще груз зависит от полуприцепа за тягачом. В первом полуприцепе с контролем температур перевожу продукты питания для торговых сетей. Когда стал разбираться в сезонности, начал понимать, что лучше ездить не только с рефкой, но и заниматься нетемпературными грузоперевозками, и принялся возить так называемый «холодный» груз. Если работаешь с Китаем давно и имеешь там знакомых, то оказываешь услуги им. Существуют и специальные сайты по перевозками , но они изобилуют всевозможными перекупами и мошенниками. Так что приоритет отдается проверенным заказчикам.
– Фуру водить проще, чем поезд?
– Наоборот, сложнее – с точки зрения энергозатрат! Во втором случае все более прогнозируемо: у братьев-железнодорожников управление поездами доведено до уровня науки. А вот в первом риски очень высоки: ошибся – выбываешь! Было снежно, например, а стало скользко. Превысил скорость – потерял дорогую машину и дорогой же груз. И пока вы радуетесь снегу, в мире грустит не один, а очень много дальнобойщиков (улыбается).
– Как вы оцениваете дороги Бурятии?
– Когда я приезжаю в другой регион, то арендую машину или беру у друзей и езжу по городу – с точки зрения автомобилиста смотрю развилки и светофоры, оцениваю организацию транспортного движения и пропускную способность автотрасс, сравниваю все это с нашим регионом, но, увы, не в его пользу. Дороги Бурятии – одни из самых плохих в России по содержанию, ремонту и объездам, напоминающим американские горки. Да и манера езды очень своеобразная у нас – подрезать человека и уставиться на него: «Ты че, мол?» – в порядке вещей. Аж обидно становится за родину. В общем, есть над чем поработать.
– Самая опасная дорога в Байкальском регионе – где она?
– Пожалуй, участок автомобильной трассы «Иркутск-Култук-Утулик», в простонародье – «Чертова гора». Это более 80 километров «веселья» при малейших осадках, жесткие аварии с грузовыми автомобилями и, не редких случаях, с фатальными исходами. Из-за ошибок одних иной раз рушатся жизни других. Время от времени я вынужден сталкиваться с такими ситуациями.
– Какие ЧП и ДТП врезались в память особенно?
– В прошлом году машина скорой помощи не смогла проехать, когда дальнобойщику стало плохо – переволновался. При подъеме в гору водителя «сорвало», и он скатился вниз. В итоге остановилось сердце. Все случилось на туристическом направлении «Иркутск-Байкальск». Такие участки быстро забиваются маленькими машинами, особенно в выходные, что приводит к трагическим последствиям.
Становился я и свидетелем страшных аварий: видел сгоревшие авто, раскиданные тела и их фрагменты. Говорят, существует судьба, и каждому человеку отмерен определенный срок. Но я уверен: ты сам выбираешь, что делать здесь и сейчас. Можешь выпить алкоголь, сесть за руль, вдавить газ в пол и часто нажимать на тормоз в поворотах, который, в свою очередь, может запечься, превратиться в сопли, и ты оборвешь чью-то жизнь. А можешь контролировать ситуацию и предотвращать несчастья.
– И что делать во избежание дорожных инцидентов?
– Лично я хотел бы сделать дороги более безопасными – взять опыт с железной дороги и внедрить его на автомобильных трассах. Не просто рассказывать и показывать доступно и грамотно, но и действовать, в том числе – попробовать помочь изменить навигатор для грузовиков. Ведь если ты не знаешь профиля пути, ты не машинист – об этом нам говорил преподаватель во время учебы. Хотел бы сотрудничать с и онлайн-навигаторами в данном направлении. Многие люди с водительскими удостоверениями даже не знают, как правильно обгонять фуру, и это нужно исправлять.
– Что возите с собой для жизнеобеспечения?
– Во-первых, запас еды и воды. Во-вторых, автономные отопители. Они незаменимы, если автомобиль сломался зимой, или остановился двигатель. В-третьих, автономный генератор 12 вольт для зарядки аккумулятора.
– А для обеспечения безопасности? Вам бандитов с большой дороги не попадались случайно?
– Это, конечно, не было как в фильме: подходит человек к тебе, приставляет дуло к виску и спрашивает: «Кошелек или жизнь?». Но другие инциденты имели место. Однажды зимой я загрузился орехом из Уссурийска до Маньчжурии и ночевал на неохраняемой стоянке. Накануне заправился до полных баков. Машина гудела всю ночь. Я проснулся утром и обнаружил, что рундук – ящик для инструментов, домкратов и тому подобного – приоткрыт и пуст, а солярка слита. Нашел ближайшую заправку и молился по пути , чтобы не сломалось ничего. Хотя дальнобойное братство не отменяли: сообщил бы по рации о случившемся – помогли бы, чем смогли. Похитителей и не искал: наверное, это парни из ближайшей деревни не от хорошей жизни сделали. А вот если бы украли груз, отвечал бы за него сам, параллельно устраивая «догоняшки».
– Автостопщиков встречаете?
– Да, но не беру – к их большому сожалению, в отличие от товарищей по баранке. Сохраняю холодный рассудок. Причина тому – печальная статистика преступности. А я жить хочу. Да и автостопщики должны понимать: нужно иметь свои ресурсы, чтобы двигаться дальше.
– Не могу не поинтересоваться отношениями между дальнобойщиками и автоинспекторами
– Сотрудники ГАИ просто-напросто выполняют свою работу – следят за обеспечением безопасности на дорогах. Он нередко останавливали меня и справлялись о самочувствии, когда видели код региона на госномере машины – понимали, что направляюсь издалека. Главное – почаще обходить фуру на стоянках и следить за состоянием грузовика.
– Серьезные поломки в пути у вас случались?
– Мне тогда повезло. Дело было в Краснодаре, а я не был гружен – просто хотел поменять масло в двигателе. Открутили сливную пробку, где и увидели куски железа, зубья от шестеренок: двигатель начал поедать сам себя. А это – сердце автомобиля. Потребовалось найти специалистов, отыскать запчасти и сделать ремонт так, чтобы его не переделывать. Пришлось стоять на СТО недели полторы и ждать очереди, чтобы загнать машину. Благо удалось остановиться у друга на это время. Как говорится: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»: за двухмесячный рейс в 22 тысячи километров помог не один товарищ! Но главный рекорд по времени нахождения в пути я установил ранее – когда уехал в декабре, а приехал в сентябре.
– Почему получился настолько длинный рейс?
– В 2014-2015 годах произошел валютный кризис. И международные перевозчики попали под косу сразу. Я в этот момент находился Китае и не мог загрузиться очень долго. А вскоре узнал: нужно ехать в Новосибирскую область и везти замороженные овощи. Успел заехать домой 31 декабря и отправился в путь 1 января. Рассудил так: больше город – больше людей, товаров, перевозок и работы. Два месяца возил воду из Новосибирска в Омск, Томск, Кемерово и Барнаул. А когда наступила «крымская весна», рванул на Крымский полуостров. Нашел заявку, взял груз и поехал в Симферополь – добрался за три-четыре дня. Пока стоял в очереди на паром, пообщался с местными жителями и понял: они действительно рады присоединению к России. Доехал до Краснодара, нашел работу – возил мороженое. И вернулся домой только спустя девять месяцев.
Впрочем, родные лояльно относятся к столь длительным вояжам, которые впоследствии превращаются в яркие воспоминания и становятся личными достижениями. Жена, двое дочерей и сестра терпеливо ждут мужа, отца и брата дома. Когда Александр познакомился с будущей супругой, то на «берегу» рассказал об особенностях своего ремесла. Она приняла этот факт, поддерживает супруга и доверяет ему.
Однако на это способны далеко не все, и на то есть свои причины. Существуют расхожие стереотипы о дальнобойщиках, например, об их взаимоотношениях с так называемыми жрицами любви. «На самом деле свинья везде грязь найдет. Тот, кто захочет, не в дальнобойном рейсе изменит, а в любом месте», – говорит наш герой. Ну, а ночные бабочки на автомобильных трассах выглядят не так, как представляют себе обыватели, да встречаются весьма редко (мой собеседник видел три-четыре раза за двенадцать лет). Однажды по кабинами ходила и «отдохнуть» предлагала студентка, которая не поступила в институт и подалась в проститутки. К услугам девушек с низкой социальной ответственностью прибегает меньшинство водителей большегрузных автомобилей, а не большинство, как принято думать.
Кстати, женщин среди дальнобойщиков в России почти нет. А вот за границей, особенно на западе, есть – из-за дефицита кадров. «Такое занятие лишает их женственности, не дает раскрыть потенциал, да и усложняет жизнь. Ведь представительнице прекрасного пола физически сложно поменять то же колесо на машине, чем представителю сильного пола», – считает мой собеседник. Но мнение это никому не навязывает.
Главным недостатком своей профессии он называет не столько поломки в пути, сколько мысли о них и удаленность от дома. Чтобы быть поближе к нему, хочет открыть транспортную компанию и набрать команду для нее, включая бывших участников военной спецоперации – ведь им потребуется и трудоустройство, и социализация, и саморефлексия, для которой кабина грузовика – весьма подходящее место.
Но Истанкин не намерен ограничивать себя «руководительскими» рамками и планирует отдать еще дань водительскому делу, ведь не может сидеть на одном месте – по собственному признанию, чувствует себя виноватым, когда лежит на диване. Мечтает побывать во многих странах, особенно в Австралии, чтобы увидеть самому и показать остальным, какова она – жизнь дальнобойщика на других континентах. «Неважно, каким делом ты занимаешься, важно, каким человеком являешься. Можно и семечки продавать настолько круто, что их покупать будут во всем мире», – уверен он.
И с этим нельзя не согласиться.
Жительница Бурятии занимается сразу несколькими видами творчества
Мастерица создает текстильные куклы, ватные игрушки и другие изделия
У жителя Улан-Удэ у любителя выпить за рулем конфисковали машину
Будучи наказанным за нетрезвое вождение, он вновь сел за руль пьяным и устроил ДТП
За выходные 301 жителю Бурятии понадобилась медицинская помощь в БСМП
117 человек обратились самостоятельно, 107 были госпитализированы
Труппа Русского драмтеатра Улан-Удэ пополнилась двумя молодыми актрисами
Девушки пришли из Молодежного художественного театра города
Главный центр предпринимательства Бурятии заподозрили в коррупции
Его руководитель апеллирует к экономии бюджетных средства
Жители Улан-Удэ смогут обратиться на единый номер по отлову собак
Он заработал 27 января
В Бурятии волонтеры от госпиталей накормили бойцов вкусняшками
И привезли им «гуманитарку»