«Мастер и Маргарита»: «Проделана большая работа»
Корреспондент «Газеты РБ» посмотрел новую экранизацию бессмертного романа Булгакова и составил о ней свое предвзятое мнение

Первое, что необходимо знать о новом фильме «Мастер и Маргарита» (18+) – это не вполне адаптация одноименного романа Булгакова (16+). И не попытка авторов раскрыть известный сюжет с новой стороны (им бы со старыми смыслами разобраться). У любого произведения есть форма и содержание, которые при анализе принято отделять друг от друга. Форма в данном случае отличная: без всяких преувеличений – качественный, мастерски сделанный кинопродукт. Но с этим у наших кинематографистов в последние годы особых проблем нет. Сейчас руки у всех растут откуда надо, и удивляться тут особо нечему.
Работе отдельных актеров можно только поаплодировать – особенно свите Воланда, которая получилась очень колоритной. Юрий Колокольников (Коровьев) традиционно органично вжился в роль, Азазелло в исполнении Алексея Розина убедительно угрюм, и даже нарисованный Бегемот не вызвал нареканий. Да, их персонажи, мягко говоря, отличаются от книжных прототипов, но там весь фильм такой, что поделаешь. Мастер и Маргарита, увы, не показали собой историю любви: между ними нет искры, они тусклы и неинтересны. Другое дело – сам Воланд! Аугуст Диль знаком российскому зрителю разве что по роли офицера в «Бесславных ублюдках» (16+) – та роль была короткая, но приметная. Тут у актера был практически бенефис. Его жизнерадостный Воланд действительно хорош, особенно на фоне приунывшего Мастера. Фильм, кстати, должен был выйти под названием «Воланд» - надо думать, неспроста.
И тем не менее, форма — это лишь обертка. А что скрывается под фантиком, в чем суть этого кино?
Надо понимать, что есть объективная реальность, в которой жил Михаил Афанасьевич Булгаков. Есть основанная на ней художественная реальность, которую писатель воплощал на страницах своих произведений. А реальность, показанная в фильме, к первой и второй никакого отношения не имеет и существует только в фантазиях сценаристов. Это «переосмысление», «необычное прочтение», но экранизацией это назвать сложно. Разумеется, фильм, даже если он снят по мотивам романа, должен быть самодостаточен. Но не до такой степени, что от исходного произведения на экране остается набор узнаваемых образов, работающих как рекламный буклет для «необычных» мыслей авторов кино.
С первых минут становится понятно, что рассчитан фильм именно на тех зрителей, которые книгу читали. Они купят билет на экранизацию любимого произведения, они будут сравнивать ее с текстом, выискивать в ней пасхалки, повторять за героями знакомые фразы. И, возможно, очень удивятся, что роман «Мастер и Маргарита» написал сам Мастер, что его история зачем-то перемешана с биографией Булгакова, а сюжетная линия Понтия Пилата останется внутри нереализованной пьесы. Те же, кто книгу не читал, рискуют запутаться в нагромождении флэшбэков (сыграть в Нолана не получилось) и не понять, зачем здесь присутствует ряд персонажей, участие которых раскрыто слабо или вообще никак.
Не обошлось без привычных харчков в сторону советского прошлого. Советское искусство показано фальшивым и гротескным. Дети на улице играют в расстрел, Иисуса в галлюцинациях Мастера распинают во дворе советской тюрьмы, а его самого в психбольнице лечат электрошоком. Хорошо, мы все поняли, уже достаточно. А вот и нет, смотрите еще – ближе к финалу будет самое интересное. В «Мастере и Маргарите», как и в других романах, Михаил Булгаков вскрывал язвы тогдашнего общества, но не изображал окружающую советскую действительность в виде бессмысленного зла и не делал из нее такой нелепой карикатуры. И уж тем более не выказывал желания ее физически уничтожить. Но фантазия создателей фильма безудержна – сцена с горящей от взрывов Москвой стала вишневой косточкой на этой куче необычного переосмысления. Авторы, вы вот ради этого свой фильм задумывали?
И все же фильм определенно полезен. Не просто же так его создатели аж три раза цитировали Гете про часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Многие из тех, кто не читали «Мастера и Маргариту» после этого кино пойдут в книжные магазины, купят и прочитают по-настоящему гениальное произведение. А кто читал давно – прочтут еще раз. И, к сожалению, лишний раз поймут, насколько талант Булгакова недосягаем для его нынешних переосмыслителей.

Боксер из Бурятии победил на турнире в Таджикистане
Баир Батлаев провел на турнире четыре боя

Певец Хабиб и Дмитрий Губерниев отожгли на севере Бурятии
Они выступили на концерте в честь Дня бамовца

Житель Улан-Удэ получил отравление продуктами горения и ожоги на пожаре
Дом вспыхнул на Судоремонтной улице

В районе Бурятии пропали три рыбака
Мужчины уехали на промысел вечером 12 июля

Ветераны СВО из Бурятии стали чемпионами ДФО по волейболу сидя
Они победили на «Кубке Защитников Отечества»

Ветеран и почетный гражданин Бурятии отметил 102-й день рождения
Поздравления принимал Петр Степанович Дёмин

В Бурятии певица Максим назвала пол будущего ребенка
Она устроила гендер-пати для родителей прямо на концерте

На Гусином озере в Бурятии на мужчину наехал катер
Пострадавшего доставили в Гусиноозерскую ЦРБ

В Забайкалье двух детей насмерть засыпало песком
Школьники играли на заброшенном карьере