Спорт
6 марта 2024
389

Дрифт на льду и на асфальте

Президент спортивно-технического клуба рассказала о любительских и профессиональных гонках в Бурятии

image

9 марта на карьере поселка Сужа Иволгинского района Бурятии состоится пятый, заключительный этап республиканского чемпионата по ледовым гонкам (0+), результаты которого пойдут в зачет межрегионального «Кубка Байкала». Для организаторов мероприятия –  спортивно-технического клуба «Сибирь» – ледовые гонки этого года стали юбилейными. 
Президент клуба и ответственный секретарь Федерации автомобильного спорта Бурятии Анна Киселева рассказала, с чего начинался десятилетний путь к деятельности, и как выглядит внутренняя «кухня» соревнований.

Мало наличности, но много личностей

Сама Анна Киселева не всегда занималась автоспортом. Для нее вся история началась еще в 2010 году, во время увлечения мотоциклами. В тот год она посетила гонки на Спиртзаводской трассе и получила массу впечатлений.

– Я посмотрела на этих людей и загорелась этой романтикой, решила, что хочу заниматься тем же – создавать возможность обществу, которое управляет техникой, узнать себя и свой потенциал. Это не просто соревнование: здесь всегда битва пилотов и машин. В конце летнего сезона 2011 мы провели гонку своим небольшим автоклубом, – делится Анна. – Еще через полгода в январские дни ребята, которым небезразлична  автокультура, организовали встречу среди своих. Тогда мы решили, что если намерены заниматься этим на полноценной основе, то должны организовать юрлицо. Ведь искать площадки, согласовывать территории, проводить официальные соревнования, попадать в календарный план мероприятий –  большая ответственность.

Так появился СТК «Сибирь». Стала собираться команда из представителей других клубов – технически грамотных людей, которые могут проектировать трассы. Анна Киселева с определенного момента перестала участвовать в гонках в качестве пилота и полностью посвятила себя административной работе:

– В 2012 году я приезжала на гонки в Тулунжу. Там разбила первый бампер, заняла второе место, больше не участвую. Каждый должен заниматься своим делом. Я не играю, я счет веду. Быть режиссером мне гораздо приятнее, чем актером. Нравится строить экосистему, дающую возможность проявить свои способности автолюбителям, почувствовать себя в роли пилота, прочувствовать свой автомобиль. В этой системе люди борются друг с другом и дружат семьями, борются каждый раз внутри себя, самим выезжая на старт. Так создается общество.

Фото: из личного архива Анны Киселевой

В 2013 году Анна стала ответственным секретарем Федерации автомобильного спорта, чье руководство дало клубу инструменты для развития. А на следующий год СТК провел уже свои ледовые гонки на карьере в Суже.

Тогда еще не было возможности использовать технику для расчистки трассы. Сперва для этого применяли самодельный отвал, установленный на автомобиль. Позже один из друзей членов клуба предоставил заднеприводный автобус, на который сделали отвал побольше. На карьер приезжали 10-15 человек. Часть из них садились в отвал, чтобы прижать его ко льду, часть размещалась в задней оси автобуса, чтобы машина не буксовала. Периодически менялись местами, поскольку сидящим впереди в лицо летел снег. Так трассу расчищали четыре дня подряд.

Сейчас все трудности Анна вспоминает с улыбкой. Говоря о команде, она отмечает: за последнее время в клубе появляется мало новых людей. Каждого нужно научить базовым понятиям безопасности на гонках, нормативным стандартам, правилам по дисциплинам, а это огромный объем информации. Приятно, что сейчас пусть и мало людей, но с пониманием куда и зачем они пришли – так появляются специалисты судейской коллегии региона.  

–  Эта работа – большая ответственность на общественных началах. Есть люди, которые хотят работать на гонках в автоспорте, и думают, что здесь очень много денег. А на самом деле в нашем и большинстве регионов страны мало наличности и больше личностей. Благодаря личностям автоспорт России наращивается и развивается, пусть и понемногу.

О видах соревнований

За ледовый сезон организаторы откатывают гонку профессионалов в два этапа. Она открывает и закрывает сезон. Это профессиональный ледовый масс-старт, в котором выступают три класса машин – передний, полный и задний привод на шипованной резине. По словам Анны Киселевой, самым зрелищным классом является полноприводный. Учитывая, что эти авто соревнуются на шипах 4,5 миллиметров, там есть, на что посмотреть.

Любительские соревнования – ралли-спринт. В летнее время их проводят на стадионе «Спартак» на асфальте, а зимой делают трек на льду. Участники в обоих случая примерно одни и те же – любители, которые хотят улучшать навыки управления автомобилем до уровня выше обычного пользователя. Среди приезжающих на ралли-спринт есть те, кто на фанатизме хотят попробовать себя во всем и заявляется в два класса, а то и в три на разной резине. И такие случаи – уже не единичные. 

Фото: из личного архива Анны Киселевой

– И, конечно, дрифт.  Все его любят, потому что там происходит самый экшн: куча дыма, все дорого-богато. Зимняя разновидность к нам в основном пришла из Красноярска – Мекки «жигулевского дрифта». Он обрел большую популярность, потому что летний обходится дороже, а зимой есть возможность покататься по скользкому покрытию. И вот появилась такая замечательная вещь, как дрифт на бюджетных машинах по бюджетному покрытию, – рассказывает Анна.

Юридически нет разделения на зимний и летний: если кубок по дрифту в Бурятии официально проводится летом, и он проходит зимой, его статус не указывает сезонную принадлежность. Что характерно, в этой дисциплине нет градации как в обычном спорте: она во многом субъективна. Учитывается не скорость прохождения, а траектория, дым из-под колес, стиль. На льду дыма нет, но тоже есть своя специфика, романтика и культура. 

Сейчас многие дрифтеры сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие площадок. Однако для желающих заниматься автоспортом трек в Суже может стать идеальной тренировочной базой на три месяца. Он прокладывается с начала января. Оттачивать мастерство там можно до конца марта. В условиях региона нужно начинать с доступного тренировочного процесса. А что может быть доступнее, чем бесплатный трек  и отечественный автопром?

Помимо соревнований на льду, для профессионалов проходят автокроссы в Кабанском и Тарбагатайском районах. Есть возможность сделать небольшую конфигурацию для дрифтов в рамках стадиона «Спартак». Но, как отмечает Анна, для этого мало подходящих, заряженных и интересных машин. Они были в определенном количестве, но владельцы уехали:  одни –  в Сочи и Краснодар, другие – во Владивосток.

Дорогое удовольствие

Как и во многих областях, главная трудность при организации профессиональных соревнований – финансовый вопрос. 

– В январе этого года на ледовой гонке было мало участников – всего восемь машин. В совокупности на нее было потрачено 40-45 тысяч рублей, куда вошли  призовые, оплата работы медиков и судей, питание, трактор-щетка. Прибыло в кассу мероприятия – чуть больше 20 тысяч рублей. Поэтому встал вопрос: проводить ли вторую гонку профессионалов (0+) весной? –  говорит Анна. – Но нам помог сын одного из участников гонки: выделил компенсацию расходов. Поэтому соревнованиям быть в международный женский день! И участников будет больше! В этот же день юные спортсмены - картингисты впервые прокатятся в гонке по ледовому покрытию. И финалом праздничного дня станут бесплатные заезды среди прекрасной половины человечества.

Другая проблема – сложности в поиске спонсоров. Первое время Анна тратила много сил, ресурсов и времени, обращалась к разным людям, но с переменным успехом. Так что со временем эта деятельность сошла на нет.
– Никогда и ничего не просите! В особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут. Будем рады, потому что в любой дисциплине автоспорта региона все пути ведут к нам, – рассуждает Анна.

Впрочем, на будущее автомобильного спорта в республике она смотрит с оптимизмом. Ведь главное, что всегда есть люди, которым не все равно, и которые готовы способствовать его развитию.

Фото: из личного архива Анны Киселевой

Источник фото: Зорикто Дагбаев
image

Жителям Улан-Удэ пришлось достраивать съезды к домам после ремонта дорог

После окончания работ люди не могут въехать к себе во двор

Общество 21 сентября 2024 21 сентября 2024 18:26
26
image

В селе Бурятии демонтируют опасное полуразрушенное здание

Жители села не раз сообщали, что строение представляло угрозу

Общество 21 сентября 2024 21 сентября 2024 17:57
36
image

Землетрясение в Иркутской области почувствовали жители Бурятии

Эпицентр был в 38 километрах северо-западнее населенного пункта Исток

Общество 21 сентября 2024 21 сентября 2024 16:29
59
image
Общество 21 сентября 2024 21 сентября 2024 15:49
56
baner baner baner
image

В Улан-Удэ начался месячник чистоты

Уборка пройдет на улицах, в скверах и парках, а также подвалах и чердаках

Общество 21 сентября 2024 21 сентября 2024 14:28
62
image
Общество 21 сентября 2024 21 сентября 2024 13:00
87
image

Специалисты Авиалесоохраны Бурятии вернулись из Тывы

«Лесной спецназ» Бурятии участвовал в тушении пяти лесных пожаров в соседнем регионе

Общество 21 сентября 2024 21 сентября 2024 11:50
89
image

Клиническая больница Бурятии перейдет на новую информационную медицинскую систему

Поликлиника стала первым подразделением, где запустили работу в системе в тестовом режиме

Общество 21 сентября 2024 21 сентября 2024 11:30
95
image

В Бурятии сотрудники МЧС России оказали помощь бабушке

Они транспортировали маломобильную женщину на носилках на пятый этаж

Общество 21 сентября 2024 21 сентября 2024 11:09
86
image
Спорт 21 сентября 2024 21 сентября 2024 10:35
106
baner baner baner